23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"

Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 N
383
"Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по
специальности 23.02.03 Техническое
обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта"
(Зарегистрировано в Минюсте России
27.06.2014 N 32878)

Документ предоставлен КонсультантПлюс
www.consultant.ru
Дата сохранения: 31.07.2015

Зарегистрировано в Минюсте России 27 июня 2014 г. N 32878

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 апреля 2014 г. N 383
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской
Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702;
2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных
образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации,
2013, N 33, ст. 4377), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
марта 2010 г. N 184 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 190631
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 28 апреля 2010 г., регистрационный N 17041).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2014 года.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ

Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 22 апреля 2014 г. N 383
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1.
Настоящий
федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему
профессиональному образованию по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта для профессиональной образовательной организации и образовательной
организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную
аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории
Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта имеет образовательная
организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с
использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки
специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными
организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурноспортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения,
проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности,
предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального
образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация
приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования,
необходимый для приема на
обучение по ППССЗ
среднее общее образование

Наименование
квалификации базовой
подготовки
Техник

основное общее образование

Срок получения СПО по ППССЗ базовой
подготовки в очной форме обучения <1>
2 года 10 месяцев
3 года 10 месяцев <2>

-------------------------------<1> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на
базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
3.3. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения
СПО по ППССЗ базовой подготовки.
Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая
квалификация приводятся в Таблице 2.
Таблица 2
Уровень образования,
необходимый для приема на
обучение по ППССЗ
среднее общее образование
основное общее образование

Наименование
квалификации
углубленной подготовки
Старший техник

Срок получения СПО по ППССЗ
углубленной подготовки в очной форме
обучения <1>
3 года 10 месяцев
4 года 10 месяцев <2>

-------------------------------<1> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на
базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углубленной подготовки независимо от применяемых
образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по

техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, организация деятельности первичных
трудовых коллективов.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
автотранспортные средства;
техническая документация;
технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (автотранспорта).
4.3.2. Организация деятельности коллектива исполнителей.
4.3.3. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
(приложение к настоящему ФГОС СПО).
4.4. Старший техник готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.
4.4.2. Организация деятельности коллектива исполнителей.
4.4.3. Разработка технологической документации для технического обслуживания, ремонта и
модернизации модификаций автотранспорта.
4.4.4. Подбор технологического оборудования для производственных целей.
4.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
(приложение к настоящему ФГОС СПО).
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам
деятельности:
5.2.1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту
автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании
и ремонте автотранспорта.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
5.2.2. Организация деятельности коллектива исполнителей.
ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту
автотранспорта.
ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.
ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте
автотранспорта.
5.2.3. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
5.3. Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их

работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
5.4. Старший техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими
видам деятельности.
5.4.1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту
автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании
и ремонте автотранспорта.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
5.4.2. Организация деятельности коллектива исполнителей.
ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту
автотранспорта.
ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.
ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом
5.4.3. Разработка технологической документации для технического обслуживания, ремонта и
модернизации модификаций автотранспортных средств.
ПК 3.1. Определять необходимость модернизации автотранспортного средства.
ПК 3.2. Владеть информацией о взаимозаменяемости узлов и агрегатов автотранспортного средства
и способах повышения их эксплуатационных свойств.
ПК 3.3. Разрабатывать технологическую документацию.
ПК 3.4. Владеть методикой тюнинга автомобиля.
5.4.4. Подбор технологического оборудования для производственных целей.
ПК 4.1. Определять остаточный ресурс производственного оборудования.
ПК 4.2. Производить выбор нового оборудования по совокупности экономических и эксплуатационных
показателей.
ПК 4.3. Знать правила безопасного использования производственного оборудования.
5.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от
общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает
возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части,
получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения
конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и
возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные
модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный
учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный
учебный
цикл
состоит
из
общепрофессиональных
дисциплин
и
профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля
входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных
модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ
базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы
философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы
философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной
подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем
часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ
военной службы - 48 часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения
может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36
академическим часам.

Таблица 3
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
базовой подготовки
Индекс

Наименование учебных циклов, разделов,
модулей, требования к знаниям, умениям,
практическому
опыту

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социальноэкономический учебные циклы

Всего
В том
Индекс и
Коды
максималь
числе
наименование формиру
ной
часов
дисциплин,
емых
учебной обязатель междисциплина компетен
нагрузки
ных
рных курсов
ций
обучающе учебных
(МДК)
гося
занятий
(час./нед.)
3132

2088

642

428

В результате изучения обязательной части
учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих
философских проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла жизни как
основах формирования культуры
гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и
общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и
религиозной картин мира;
об условиях формирования личности,
свободе и ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах,
связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий

48

ОГСЭ.01.
Основы
философии

ОК 1 - 9

уметь:
ориентироваться в современной
экономической, политической и культурной
ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь российских,
региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных
проблем;
знать:
основные направления развития ключевых
регионов мира на рубеже веков (XX и XXI
вв.);
сущность и причины локальных,
региональных, межгосударственных
конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные,
поликультурные, миграционные и иные)
политического и экономического развития
ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других
организаций и основные направления их
деятельности;
о роли науки, культуры и религии в
сохранении и укреплении национальных и
государственных традиций;
содержание и назначение важнейших

48

ОГСЭ.02.
История

ОК 1 - 9

нормативных правовых актов мирового и
регионального значения
уметь:
общаться (устно и письменно) на
иностранном языке на профессиональные и
повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные
тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и
письменную речь, пополнять словарный
запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических
единиц) и грамматический минимум,
необходимый для чтения и перевода (со
словарем) иностранных текстов
профессиональной направленности

ЕН.00

166

ОГСЭ.03.
Иностранный
язык

ОК 1 - 9

ОГСЭ.04.
Физическая
культура

ОК 2, 3, 6

В результате изучения обязательной части
учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
решать обыкновенные дифференциальные
уравнения;
знать:
основные понятия и методы
математического анализа, дискретной
математики, теории вероятностей и
математической статистики;
основные численные методы решения
прикладных задач

ЕН.01.
Математика

ОК 1 - 9
ПК 1.1 1.3,
2.2

уметь:
использовать изученные прикладные
программные средства;
знать:
основные понятия автоматизированной
обработки информации, знать общий состав
и структуру персональных электронновычислительных машин (далее - ЭВМ) и
вычислительных систем;
базовые системы, программные продукты и
пакеты прикладных программ

ЕН.02.
Информатика

ОК 1 - 9
ПК 1.1 1.3,
2.1 - 2.3

ОП.01.
Инженерная
графика

ОК 1 - 9
ПК 1.2,
1.3, 2.3

уметь:
использовать физкультурнооздоровительную деятельность для
укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в
общекультурном, профессиональном и
социальном развитии человека; основы
здорового образа жизни

332

166

Математический и общий
естественнонаучный учебные циклы

198

132

П.00

Профессиональный учебный цикл

2292

1528

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

1096

730

В результате изучения обязательной части
профессионального учебного цикла
обучающийся по общепрофессиональным
дисциплинам должен:
уметь:
оформлять проектно-конструкторскую,

технологическую и другую техническую
документацию в соответствии с
действующей нормативной базой;
выполнять изображения, разрезы и сечения
на чертежах;
выполнять деталирование сборочного
чертежа;
решать графические задачи;
знать:
основные правила построения чертежей и
схем;
способы графического представления
пространственных образов;
возможности пакетов прикладных программ
компьютерной графики в профессиональной
деятельности;
основные положения конструкторской,
технологической документации,
нормативных правовых актов;
основы строительной графики
уметь:
производить расчет на растяжение и сжатие
на срез, смятие, кручение и изгиб;
выбирать детали и узлы на основе анализа
их свойств для конкретного применения;
знать:
основные понятия и аксиомы теоретической
механики, законы равновесия и
перемещения тел;
методики выполнения основных расчетов по
теоретической механике, сопротивлению
материалов и деталям машин;
основы проектирования деталей и
сборочных единиц;
основы конструирования

ОП.02.
Техническая
механика

ОК 1 - 9
ПК 1.1 1.3, 2.3

уметь:
пользоваться измерительными приборами;
производить проверку электронных и
электрических элементов автомобиля;
производить подбор элементов
электрических цепей и электронных схем;
знать:
методы расчета и измерения основных
параметров электрических, магнитных и
электронных цепей;
компоненты автомобильных электронных
устройств;
методы электрических измерений;
устройство и принцип действия
электрических машин

ОП.03.
ОК 1 - 9
Электротехника ПК 1.1 и электроника
1.3
ПК 2.3

уметь:
выбирать материалы на основе анализа их
свойств для конкретного применения;
выбирать способы соединения материалов;
обрабатывать детали из основных
материалов;
знать:
строение и свойства машиностроительных
материалов;
методы оценки свойств
машиностроительных материалов;
области применения материалов;
классификацию и маркировку основных
материалов;
методы защиты от коррозии;

ОП.04.
ОК 1 - 9
Материаловеде ПК 1.1 ние
1.3
ПК 2.2
ПК 2.3

способы обработки материалов
уметь:
выполнять метрологическую поверку
средств измерений;
проводить испытания и контроль продукции;
применять системы обеспечения качества
работ при техническом обслуживании и
ремонте автомобильного транспорта;
определять износ соединений;
знать:
основные понятия, термины и определения;
средства метрологии, стандартизации и
сертификации;
профессиональные элементы
международной и региональной
стандартизации;
показатели качества и методы их оценки;
системы и схемы сертификации

ОП.05.
Метрология,
стандартизация
и сертификация

ОК 1 - 9
ПК 1.1 1.3
ПК 2.2

уметь:
пользоваться дорожными знаками и
разметкой;
ориентироваться по сигналам
регулировщика;
определять очередность проезда различных
транспортных средств;
оказывать первую медицинскую помощь
пострадавшим в дорожно-транспортных
происшествиях;
управлять своим эмоциональным
состоянием при движении транспортного
средства;
уверенно действовать в нештатных
ситуациях;
обеспечивать безопасное размещение и
перевозку грузов;
предвидеть возникновение опасностей при
движении транспортных средств;
организовывать работу водителя с
соблюдением правил безопасности
дорожного движения;
знать:
причины дорожно-транспортных
происшествий;
зависимость дистанции от различных
факторов;
дополнительные требования к движению
различных транспортных средств и
движению в колонне;
особенности перевозки людей и грузов;
влияние алкоголя и наркотиков на
трудоспособность водителя и безопасность
движения;
основы законодательства в сфере
дорожного движения

ОП.06. Правила ОК 1 - 9
безопасности
ПК 1.1,
дорожного
1.2, 2.3
движения

уметь:
использовать необходимые нормативные
правовые акты;
применять документацию систем качества;
знать:
основные положения Конституции
Российской Федерации;
основы трудового права;
законы и иные нормативные правовые акты,
регулирующие правоотношения в
профессиональной деятельности

ОП.07.
Правовое
обеспечение
профессиональ
ной
деятельности

ОК 1 - 9
ПК 1.1,
1.2
2.1 - 2.3

уметь:
применять методы и средства защиты от
опасностей технических систем и
технологических процессов;
обеспечивать безопасные условия труда в
профессиональной деятельности;
анализировать травмоопасные и вредные
факторы в профессиональной деятельности;
использовать экобиозащитную технику
знать:
воздействие негативных факторов на
человека;
нормативные и организационные основы
охраны труда в организации
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по
защите работающих и населения от
негативных воздействий чрезвычайных
ситуаций;
предпринимать профилактические меры для
снижения уровня опасностей различного
вида и их последствий в профессиональной
деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и
коллективной защиты от оружия массового
поражения;
применять первичные средства
пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных
специальностей и самостоятельно
определять среди них родственные
полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе
исполнения обязанностей военной службы
на воинских должностях в соответствии с
полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного
общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях
военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости
объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки последствий при
техногенных чрезвычайных ситуациях и
стихийных явлениях, в том числе в условиях
противодействия терроризму как серьезной
угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и
их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения
вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны
государства;
задачи и основные мероприятия
гражданской обороны; способы защиты
населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила
безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на
военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной
техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении (оснащении)
воинских подразделений, в которых имеются

68

ОП.08. Охрана
труда

ОК 1 - 9
ПК 1.1 1.3
2.1, 2.3

ОП.09.
Безопасность
жизнедеятельн
ости

ОК 1 - 9
ПК 1.1 1.3
2.1 - 2.3

военно-учетные специальности,
родственные специальностям СПО;
область применения получаемых
профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи
пострадавшим
ПМ.00

Профессиональные модули

ПМ.01

Техническое обслуживание и ремонт
автотранспорта
В результате изучения профессионального
модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
разборки и сборки агрегатов и узлов
автомобиля;
технического контроля эксплуатируемого
транспорта;
осуществления технического обслуживания
и ремонта автомобилей;
уметь:
разрабатывать и осуществлять
технологический процесс технического
обслуживания и ремонта автотранспорта;
осуществлять технический контроль
автотранспорта;
оценивать эффективность
производственной деятельности;
осуществлять самостоятельный поиск
необходимой информации для решения
профессиональных задач;
анализировать и оценивать состояние
охраны труда на производственном участке;
знать:
устройство и основы теории подвижного
состава автотранспорта;
базовые схемы включения элементов
электрооборудования;
свойства и показатели качества
автомобильных эксплуатационных
материалов;
правила оформления технической и
отчетной документации;
классификацию, основные характеристики и
технические параметры автомобильного
транспорта;
методы оценки и контроля качества в
профессиональной деятельности;
основные положения действующих
нормативных правовых актов;
основы организации деятельности
организаций и управление ими;
правила и нормы охраны труда,
промышленной санитарии и
противопожарной защиты

МДК.01.01.
Устройство
автомобилей

Организация деятельности коллектива
исполнителей
В результате изучения профессионального
модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
планирования и организации работ
производственного поста, участка;
проверки качества выполняемых работ;
оценки экономической эффективности
производственной деятельности;
обеспечения безопасности труда на

МДК.02.01.
Управление
коллективом
исполнителей

ПМ.02

1196

798
ОК 1 - 9
ПК 1.1 1.3

МДК.01.02.
Техническое
обслуживание и
ремонт
автотранспорта

ОК 1 - 9
ПК 2.1 2.3

производственном участке;
уметь:
планировать работу участка по
установленным срокам;
осуществлять руководство работой
производственного участка;
своевременно подготавливать производство;
обеспечивать рациональную расстановку
рабочих;
контролировать соблюдение
технологических процессов;
оперативно выявлять и устранять причины
их нарушения;
проверять качество выполненных работ;
осуществлять производственный инструктаж
рабочих;
анализировать результаты
производственной деятельности участка;
обеспечивать правильность и
своевременность оформления первичных
документов;
организовывать работу по повышению
квалификации рабочих;
рассчитывать по принятой методологии
основные технико-экономические
показатели производственной деятельности;
знать:
действующие законы и иные нормативные
правовые акты, регулирующие
производственно-хозяйственную
деятельность;
положения действующей системы
менеджмента качества;
методы нормирования и формы оплаты
труда;
основы управленческого учета;
основные технико-экономические
показатели производственной деятельности;
порядок разработки и оформления
технической документации;
правила охраны труда, противопожарной и
экологической безопасности, виды,
периодичность и правила оформления
инструктажа
ПМ.03

Выполнение работ по одной или нескольким
профессиям рабочих, должностям служащих
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ
(определяется образовательной
организацией самостоятельно)

1350

900

Всего часов обучения по учебным циклам
ППССЗ

4482

2988

УП.00

Учебная практика

ПП.00

Производственная практика (по профилю
специальности)

ПДП.00

Производственная практика
(преддипломная)

4 нед.

ПА.00

Промежуточная аттестация

5 нед.

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

26 нед.

936

ОК 1 - 9
ПК 1.1 1.3,
2.1 - 2.3

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной
работы

4 нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной
работы

2 нед.

Таблица 4
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель,
в том числе:
Обучение по учебным циклам
Учебная практика

83 нед.
26 нед.

Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

Промежуточная аттестация

5 нед.

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

Каникулы

23 нед.

Итого

147 нед.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в
соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с
учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать
конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического
опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать
присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой
образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов
ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на
практики, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и
спецификой деятельности образовательной организации;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля
профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к настоящему
ФГОС СПО;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития
региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных
настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко
формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому
опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с
совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной
образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего
развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию
воспитательного
компонента
образовательного
процесса,
включая
развитие
студенческого
самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих
клубов;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в
образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных
симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов,
групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и
профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии
с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.
-------------------------------<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N
23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в
неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебных нагрузок.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36
академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет
16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет
160 академических часов.
7.7. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель, в том числе
не менее 2-х недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по
дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю
(модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их)
изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных
аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в
спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного
времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ
военной службы, на освоение медицинских знаний.
7.11. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным
получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе
основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных
государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой
специальности СПО.
Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего
образования, увеличивается на 52 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в
неделю)
промежуточная аттестация
каникулы

39 нед.
2 нед.
11 нед.

7.12. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются
образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том
числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц,
обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые,
индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.
-------------------------------<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и
военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613;
2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст.
1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст.
4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст.
4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987;
N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст.
3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31,
ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст.
6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149;
N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27,
ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954;
N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст.
6165).
7.14. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной
деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и
компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и
производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и
преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся
образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках
профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и
рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по
каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых
соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании)
результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация программы ППССЗ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими
высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт
деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для
преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла.
Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения
квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам,
междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета
времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и
библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время
самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или
электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебнометодическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая
электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями
основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за
последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда,
состоящим не менее чем из 3 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного
обмена информацией с российскими образовательными организациями, иными организациями и доступ к
современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет).
7.17. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не
предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не
ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере
образования для данного уровня.
-------------------------------<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N
23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566.
7.18. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материальнотехнической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий,
дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных
учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать
действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
математики;
информатики;
инженерной графики;
правил безопасности дорожного движения;
устройства автомобилей;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда;
технического обслуживания и ремонта автомобилей;

технической механики;
методический.
Лаборатории:
электротехники и электроники;
материаловедения;
метрологии, стандартизации и сертификации;
двигателей внутреннего сгорания;
электрооборудования автомобилей;
автомобильных эксплуатационных материалов;
технического обслуживания автомобилей;
ремонта автомобилей;
технических средств обучения.
Мастерские:
слесарные;
токарно-механические;
кузнечно-сварочные;
демонтажно-монтажные.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный
компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей
образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики
вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого
обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного
программного обеспечения.
7.19. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке
Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики
Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской
Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ
образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна
осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости,
промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по
каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией
самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала
обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным
требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация)
создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и
освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным
курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной
организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для
государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией
после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме
преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов
должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального
приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к
условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве
внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных
направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической
задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если
иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим
образовательным программам <1>.
-------------------------------<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких
профессиональных модулей.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
Приложение
к ФГОС СПО по специальности
23.02.03 Техническое обслуживание
и ремонт автомобильного транспорта
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ
К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Код по Общероссийскому
классификатору профессий рабочих,
должностей служащих и тарифных
разрядов (ОК 016-94)

Наименование профессий рабочих, должностей служащих

1

2

11442

Водитель автомобиля

18511

Слесарь по ремонту автомобилей


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».