Положение о наставничестве для педагогических работников.pdf

KOM.HTET OBIIJ,Ero .H IIPO«l>ECC.HOHAJihHOrO OBPA30BAHIDI
JIEH.HHrPA)J,CKOH OBJIACT.H
rocy,I1apCTBeHHOe aBTOHOMHOe rrpoecCITOHaJibHOe o6pa30BaTeJibHOe
yqpe)K,IleHrre JleHrrHrpa,IICKOH o6nacTrr
«Bbr6oprcKITH TeXHITKYM arporrpOMbIIIIJieHHoro rr JiecHoro KOMITJieKca»

IIPIIH}(TO

YTBEP)KAEHO

Ha 3aCe,!(aHIIII Ile,!(arorIPieCKOro COBeTa

IlpIIK830M fAIIOY JIO «BTAJIK»

ITpornKoJI N2
OT

J

N21.3 OT «jif)) .,f/,;:d/17<-?- 2023 r.

«Jf»
r)jt'zll
,f
I

2023 r.

"'A"""

9IT

N•

iJ7

IloJio~eune

0 HaCTaBHH'leCTBe AJIH nei:.arorH'leCKHX pa60THHKOB
rocyi:.apcTBeHHOro aBTOHOMHOro npoeccHOHaJILHOro o6pa30BaTeJILHOrO
yqpe~eHHH JleHHHrpai:.cKOH o6JiaCTH

«BL16oprcKHH TeXHHKYM arponpOMLIUIJieHHOro H JieCHoro KOMUJieKca»,
ocy11:1ecTBJIHIOll1HX o6pa30BaTeJILHYIO i:.enTeJILHOCTL no peaJIH3aUHH
OCHOBHLIX H AOilOJIHHTeJILHLIX 0611:1eo6pa30BaTeJILHLIX nporpaMM, H
o6pa3oBaTeJILHLIX nporpaMM cpei:.uero npoeccnouaJILHoro o6pa3oBaHHH

BLI6opr, 2023

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о наставничестве для педагогических работников
государственного автономного профессионального образовательного учреждения
Ленинградской области «Выборгский техникум агропромышленного и лесного
комплекса», осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и
дополнительных общеобразовательных программ, и образовательных программ среднего
профессионального образования (далее – ГАПОУ ЛО «ВТАЛК») определяет цели, задачи,
формы и порядок осуществления наставничества (далее – Положение). Разработано в
соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ;
- Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2019 N 3273-р «Об утверждении
основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических
работников РФ, включая национальную систему учительского роста»;
- Уставом Государственного автономного профессионального образовательного
учреждения Ленинградской области «Выборгский техникум агропромышленного и лесного
комплекса»;
- Положением о системе оплаты труда в Государственном автономном
профессиональном образовательном учреждении Ленинградской области «Выборгский
техникум агропромышленного и лесного комплекса»;
с учетом:
- Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой
модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях,
направленными совместным письмом Министерства просвещения Российской Федерации
от 21 декабря 2021 года N АЗ-1128/08 и Профессионального союза работников народного
образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2021 года N 657.
1.2. В Положении используются следующие понятия:
Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется
наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие
с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает
необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая
тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за
реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества и обеспечивает
организационно-методическое сопровождение наставничества в образовательной
организации.

2

Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и
адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в
отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в
заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и
видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления
наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение
выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных
сторон.
1.3. Основными принципами системы наставничества педагогических работников
являются:
принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методик и
технологий в сфере наставничества педагогических работников;
принцип системности и стратегической целостности - предполагает разработку и
реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых
компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном
уровнях и уровне образовательной организации;
принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации
программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной
нормативно-правовой базе;
принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов
личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и
социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности
наставляемого и наставника;
принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в
определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и
наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к
личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех
субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и пр. к
внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий
и механизмов наставничества;
принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на
сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной
траектории развития;
принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими
равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей,
ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.

3

1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба
образовательному процессу образовательной организации. Решение об освобождении
наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в
мероприятиях плана реализации персонализированной программы наставничества
принимает директор ГАПОУ ЛО «ВТАЛК» в исключительных случаях при условии
обеспечения непрерывности образовательного процесса в образовательной организации и
замены их отсутствия.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1. Цель наставничества педагогических работников - обеспечение непрерывного
профессионального роста и профессионального самоопределения педагогических
работников ГАПОУ ЛО «ВТАЛК», самореализации и закрепления в профессии, включая
молодых педагогов.
2.2. Задачи наставничества педагогических работников:
содействовать повышению правового и социально-профессионального
статуса наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и свобод
наставляемых;
оказывать помощь в формировании региональной цифровой информационнокоммуникативной среды наставничества и внедрении административно-управленческих
(вертикальных) методов и недирективных (горизонтальных) инициатив;
оказывать методическую помощь в реализации различных форм и видов
наставничества педагогических работников в образовательных организациях;
способствовать формированию единой системы научно-методического
сопровождения педагогических работников и развитию стратегических партнерских
отношений в сфере наставничества;
содействовать созданию в образовательных организациях психологически
комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию
личностного,
профессионального,
творческого
потенциала
педагогов
путем
проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;
способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в
условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования современных
информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения
разнообразных, в том числе сетевых и дистанционных, форм наставничества;
содействовать
увеличению
числа
закрепившихся
педагогических кадров, в том числе молодых педагогов;

в

профессии

оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления
педагогической деятельности конкретной образовательной организации, ознакомлении с
традициями и укладом жизни образовательной организации, а также в преодолении
профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных
обязанностей;
4

обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков
педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество, развитие их способности
самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные
обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов,
в
отношении
которых
осуществляется
наставничество,
соответствующего
профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным
законодательством;
знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество,
с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе,
направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять
возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный
уровень.

3. ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
В ГАПОУ ЛО «ВТАЛК» применяются разнообразные формы наставничества по
отношению к наставнику или группе наставляемых. Применение форм наставничества
выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества
педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и
имеющихся кадровых ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так
и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов.
Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма
организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных
технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения,
социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др. Обеспечивает
постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и
наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник – наставляемый»,
привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает
наставничество доступным для широкого круга лиц.
Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник
взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).
Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и наставляемый
встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей,
ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен
приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и
достичь поставленных целей.
Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится
наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный
педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации
учебно-воспитательного процесса.
5

Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию
всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в
том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для
его подопечного.
Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого (наставляемых)
с наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью
построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими
проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать
и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации,
полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также
наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный – равному»).
Традиционная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие между
более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного
времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным
критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.
Форма наставничества «учитель – учитель» – способ реализации целевой модели
наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «учительпрофессионал – учитель, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения».
Форма наставничества «руководитель образовательной организации – учитель»
способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия
наставнической пары «руководитель образовательной организации– учитель», нацеленную
на совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых результатов
руководителем образовательной организации посредством создания необходимых
организационно-педагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических
условий и ресурсов.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
4.1. Наставничество организуется на основании утвержденного приказом директора
ГАПОУ ЛО «ВТАЛК» Положения о наставничестве для педагогических работников в
государственном автономном профессиональном образовательном учреждении
Ленинградской области «Выборгский техникум агропромышленного и лесного
комплекса».
4.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия
(приложение 1) приказом директора ГАПОУ ЛО «ВТАЛК».
4.3. Организация наставничества в ГАПОУ ЛО «ВТАЛК» возлагается на
руководителя, который осуществляет следующие функции:
осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы
(целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательной
организации;

6

издает локальные акты образовательной организации о внедрении (применении)
системы (целевой модели) наставничества и организации наставничества педагогических
работников в образовательной организации;
назначает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору
наставников и наставляемых, назначает наставников;
утверждает дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о
наставничестве педагогических работников в образовательной организации;
издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия
их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с
наставнической деятельностью;
способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества,
осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам
наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве,
проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах,
семинарах по проблемам наставничества и т.п.);
способствует
организации
условий
для
непрерывного
повышения
профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования и
распространения лучших практик наставничества педагогических работников.
4.4. Куратор реализации программ наставничества:
назначается директором ГАПОУ ЛО «ВТАЛК»;
своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в
образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в наставническую
деятельность в качестве наставляемых;
предлагает руководителю образовательной организации для утверждения состава
методического объединения наставников для утверждения (при необходимости его
создания);
разрабатывает дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о
системе наставничества педагогических работников в образовательной организации
(приложение 2);
совместно с системным администратором ведет банк (персонифицированный учет)
наставников и наставляемых, в том числе в цифровом формате с использованием ресурсов
Интернета – официального сайта образовательной организации/страницы, социальных
сетей;
формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ
наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного и
эффективного опыта совместно с методическим советом;
осуществляет координацию деятельности по наставничеству с ответственными и
неформальными представителями региональной системы наставничества, с сетевыми
педагогическими сообществами;
организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, с
привлечением наставников из других образовательных организаций;
курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ
наставничества;
7

организует совместно с руководителем образовательной организации мониторинг
реализации системы наставничества педагогических работников в техникуме и работы пар
«наставник-наставляемый»;
осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы
наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности педагогов в
различные формы наставничества и повышения квалификации педагогических работников,
формирует итоговый аналитический отчет о реализации системы наставничества,
реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников;
фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ
наставничества в формах статистического наблюдения (совместно с системным
администратором).
4.5. Методическое объединение наставников/комиссия/совет (при его наличии):
совместно с куратором принимает участие в разработке локальных актов и
информационно-методического сопровождения в сфере наставничества педагогических
работников в образовательной организации;
ведет учет сведений о молодых/начинающих специалистах и иных категориях
наставляемых и их наставниках; помогает подбирать и закрепляет пары (группы)
наставников и наставляемых по определенным вопросам (предметное содержание,
методика обучения и преподавания, воспитательная деятельность, организация урочной и
внеурочной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение наставляемых и
наставников и т.п.);
разрабатывает, апробирует и реализует персонализированные программы
наставничества, содержание которых соответствует запросу отдельных педагогов и групп
педагогических работников;
принимает участие в разработке методического сопровождения разнообразных форм
наставничества педагогических работников;
осуществляет
подготовку
участников
персонализированных
программ
наставничества к мероприятиям: конкурсам профессионального мастерства, форумам,
научно-практическим конференциям, фестивалям и т.д.;
осуществляет организационно-педагогическое, учебно-методическое, обеспечение
реализации персонализированных программ наставничества в образовательной
организации;
участвует в мониторинге реализации персонализированных программ
наставничества педагогических работников;
является открытой площадкой для осуществления консультационных,
согласовательных функций и функций медиации;
совместно с руководителем образовательной организации, куратором реализации
программ наставничества участвует в разработке материальных и нематериальных
стимулов поощрения наставников;
принимает участие в формировании банка лучших практик наставничества
педагогических работников, информационном сопровождении персонализированных
программ наставничества на сайте http://vtalk-vbg.ru/ ГАПОУ ЛО «ВТАЛК» и социальных
сетях (совместно с куратором и системным администратором).

8

5. ФОРМИРОВАНИЕ ПАР "НАСТАВНИК - НАСТАВЛЯЕМЫЙ"
5.1. Наставниками педагогических работников могут являться:
педагоги высшей квалификационной категории, имеющие устойчивые
профессиональные достижения и успехи (победитель различных профессиональных
конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров,
руководитель педагогического сообщества, в том числе в дистанционном режиме), а также
педагоги, стабильно показывающие высокое качество образования обучающихся по своему
предмету вне зависимости от контингента детей;
педагогические и руководящие работники, активно транслирующие собственный
положительный педагогический опыт в системе повышения квалификации;
педагоги, являющиеся активными участниками региональных (муниципальных)
проектов и/или реализующие авторские педагогические проекты.
5.2. Требования к компетенциям наставника:
знать и уметь применять в работе нормативную правовую базу (федеральную,
региональную) в сфере образования, наставнической деятельности;
уметь "вводить в должность" (знакомить с основными должностными
обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, с правилами внутреннего
трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
разрабатывать совместно с наставляемым педагогом персонализированные
программы наставничества с учетом уровня его научной, психолого-педагогической,
методической компетентности, уровня мотивации;
консультировать по поводу самостоятельного проведения учебных занятий и
внеклассных мероприятий;
оказывать индивидуальную помощь в овладении практическими приемами и
способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять
допущенные ошибки;
личным примером развивать профессиональную компетентность, содействовать
реализации индивидуального образовательного маршрута;
вносить предложения о поощрении или применении мер воспитательного и
дисциплинарного воздействия;
вести мониторинг процесса адаптации и результативности профессиональной
деятельности.
5.3. Наставляемые формируются из числа:
-

молодых педагогов;

-

педагогов, приступивших к работе после длительного перерыва;

-

педагогов, находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;

педагогов, желающих повысить свой профессиональный уровень в определенном
направлении педагогической деятельности (предметная область, воспитательная и
внеурочная деятельность, дополнительное образование, работа с родителями и пр.);
9

педагогов, желающих овладеть современными IT-программами, цифровыми
навыками, ИКТ-компетенциями;
педагогов,
выгорания;

находящихся

в

состоянии

профессионального,

эмоционального

педагогов, испытывающих другие профессиональные затруднения (дефициты) и
осознающих потребность в наставнике;
стажеров/студентов, заключивших договор с обязательством последующего
принятия на работу и/или проходящих стажировку/практику в образовательной
организации.
5.4. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным
критериям:
профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника
должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес,
позволяющий в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы
наставничества.
5.5 Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием
куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество,
пары/группы утверждаются приказом директора ГАПОУ ЛО «ВТАЛК».

6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
6.1. Права наставника:
привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников
образовательной организации с их согласия;
знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого
или получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется
наставничество;
обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной организации
с просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки
выполнения заданий.
6.2. Обязанности наставника:
руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации,
региональными и локальными нормативными правовыми актами образовательной
организации при осуществлении наставнической деятельности;
находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной организации,
осуществляющими работу с наставляемым по программе наставничества (предметные
кафедры, психологические службы, школа молодого учителя, методический
(педагогический) совет и пр.);
10

осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в общественную
жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального
кругозора, в т.ч. и на личном примере;
создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в педагогическом
процессе через привлечение к инновационной деятельности;
содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской
деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинающих педагогов
различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью
наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер
дисциплинарного воздействия;
рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и
федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое
сопровождение.

7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО
7.1. Права наставляемого:
систематически повышать свой профессиональный уровень;
участвовать в составлении персонализированной программы наставничества
педагогических работников;
обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными
обязанностями, профессиональной деятельностью;
вносить
на
рассмотрение
предложения
по
совершенствованию
персонализированных
программ
наставничества
педагогических
работников
образовательной организации;
обращаться к куратору и руководителю образовательной организации с
ходатайством о замене наставника.
7.2. Обязанности наставляемого:
изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и локальные
нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность
в сфере наставничества педагогических работников;
реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества
в установленные сроки;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной
организации;
знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в
образовательной организации;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных,
профессиональных обязанностей;
11

совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;
устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные
затруднения;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;
учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы,
правильно строить свои взаимоотношения с ним.

8. ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ
НАСТАВНИЧЕСТВА
8.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в
случае:
завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества
в полном объеме;
по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по
уважительным обстоятельствам);
по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной
программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или
наставляемого – форс-мажора).
8.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы наставничества
педагогических работников.
По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов
возможно продление срока реализации персонализированной программы наставничества
или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества).

9. СТИМУЛИРОВАНИЕ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
9.1. При реализации мероприятий по наставничеству педагогических работников
могут применять материальные и нематериальные способы стимулирования.
9.2. В целях материального стимулирования техникум определяет размеры выплат
стимулирующего
характера
за
осуществление
наставнической
деятельности
коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в
соответствии действующим законодательством.
9.3. Нематериальными способами стимулирования являются:
учет наставнической деятельности при выдвижении на профессиональные
конкурсы педагогических работников, в том числе в качестве членов жюри (экспертов);
предоставление
педагогическим
работникам,
осуществляющим
наставническую деятельность, возможности участия в региональных фестивалях, форумах,
конференциях (в том числе с целью трансляции успешного опыта);
-

представление

педагогических

работников,

осуществляющих
12

наставническую деятельность, к награждению.
9.4. Способы мотивирования, стимулирования и поощрения наставнической
деятельности педагогических работников зависят от конкретных условий техникума и
определяются директором техникума.

10.МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
НАСТАВНИЧЕСТВА
10.1. Мониторинг реализации наставничества состоит из двух основных этапов:
1) оценка качества процесса реализации наставничества;
2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального
роста участников.
10.2. Этап 1. Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы
наставничества.
Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой
программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы
пар или групп «наставник - наставляемый». Мониторинг помогает как выявить
соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам
программы, так и отследить важные показатели качественного изменения ГАПОУ ЛО
«ВТАЛК», динамику показателей социального благополучия внутри техникума,
профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной
сферах.
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен
SWOT-анализ (таблица 1) реализуемой программы наставничества.
Таблица 1
Факторы SWOT
Внутренние
Внешние

Позитивные
Сильные стороны
Возможности

Негативные
Слабые стороны
Угрозы

Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты.
Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным
параметром. Анкета учитывает особенности требований ко всем пяти формам
наставничества и является уникальной для каждой формы. SWOT-анализ рекомендуется
проводить куратору программы.
10.3. Этап 2. Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников.
Второй этап мониторинга позволяет оценить:
- мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы
наставничества;
- ликвидация профессиональных дефицитов и развитие профессиональных
компетенций;
- качество изменений в образовательной деятельности участников программы
наставничества;
- динамику образовательных результатов обучающихся.
13

11. УСЛОВИЯ ПУБЛИКАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ
ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ НА
САЙТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
11.1. Для размещения информации о реализации персонализированной программы
наставничества педагогических работников на официальном сайте http://vtalk-vbg.ru/
ГАПОУ ЛО «ВТАЛК» создается специальный раздел (рубрика).
На сайте размещаются сведения о реализуемых персонализированных программах
наставничества педагогических работников, базы наставников и наставляемых, лучшие
кейсы персонализированных программ наставничества педагогических работников,
федеральная, региональная и локальная нормативно-правовая база в сфере наставничества
педагогических работников, методические рекомендации, новости и анонсы мероприятий
и программ наставничества педагогических работников в образовательной организации и
др.
11.2. Результаты персонализированных программ наставничества педагогических
работников в образовательной организации публикуются после их завершения.

12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
13.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения директором
ГАПОУ ЛО «ВТАЛК» и действует бессрочно.
13.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в
соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами
Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами
образовательной организации.

14

Приложение 1
Директору
____________________________________,
(наименование ОО)

_____________________________________
(ФИО директора)

____________________________________
(ФИО и должность кандидата – участника реализации
наставничества педагогических работников)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу включить меня в состав участников реализации наставничества
педагогических работников _____________________________________________________
(наименование общеобразовательной организации)

____________________________________________ на 20__ - 20__ учебный год в качестве
______________________________________________________
(наставника, наставляемого).

« ____»

20 ___г.

________________
Подпись

____________________________
Расшифровка подписи

Подтверждаю свое согласие на обработку своих персональных данных в порядке,
установленном законодательством РФ
«
Подпись

»

20 г.
Расшифровка подписи

15

СОГЛАШЕНИЕ
о сотрудничестве между наставником и наставляемым
г.Выборг

" ___ "

20 __ г.

Данное соглашение устанавливает отношения между
___,
(далее Наставник), и
___,
(далее – Наставляемый), совместно именуемыми «Стороны», в связи с их участием в
реализации программы наставничества педагогических работников
Предмет соглашения
Стороны договорились об участии в реализации программы наставничества
педагогических работников через организацию комплекса мероприятий в рамках
деятельности наставнической пары (группы).
Стороны определили следующие задачи*:
- повышение уровня профессиональных и надпрофессиональных компетенций
наставляемого;
- повышение уровня социальной адаптации наставляемого в коллективе;
- трансляция личного, профессионального опыта, знаний, умений и навыков
наставника;
- повышение уровня мотивации к самообразованию у наставляемого;
- _________________________________________________________________.
(*Задачи определяются исходя из выбранной формы наставничества, потребностей наставляемого
и ресурсов наставника)

Права и обязанности Сторон*
Наставник обязан:
- Разрабатывать индивидуальный план – комплекс мероприятий в рамках
организации работы наставнической пары/группы.
- Участвовать в
реализации Дорожной карты внедрения
программы
наставничества педагогических работников в рамках компетенции.
- Регулярно посещать образовательные события, организованные в рамках
обучения наставников.
- Оказывать всестороннюю помощь и поддержку наставляемому.
- Предоставлять результаты наставнической работы по запросу куратора.
- Способствовать развитию информационного освещения реализации системы
наставничества в образовательной организации.
- Внимательно и уважительно относится к наставляемому.
Наставник имеет право:
- Способствовать
своевременному
и
качественному
выполнению
поставленных задач наставляемым.
- Совместно с куратором определять формы работы с наставляемым.
- Принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие
системы наставничества в образовательной организации.
- Вносить предложения куратору и руководителю образовательной организации по
внесению изменений в Дорожную карту.
16

- Привлекать других специалистов для расширения компетенций наставляемого.
Наставляемый обязан:
- Регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с
индивидуальным планом.
- Выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником.
- Внимательно и уважительно относится к наставнику и другим участникам
наставнической группы.
Наставляемый имеет право:
- Вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках организации
работы наставнической пары/группы.
- Принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие
системы наставничества в образовательной организации.
- В индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по
волнующим вопросам.
- При невозможности установления личного контакта с наставником выходить с
ходатайством к директору образовательной организации о замене наставника.
Заключительные положения
Настоящее Соглашение заключено Сторонами в форме бумажного документа
в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой из Сторон.
Расторжение настоящего Соглашения осуществляется по соглашению Сторон.
Расторжение настоящего Соглашения в одностороннем порядке осуществляется в
случае систематического нарушения условий п.2 настоящего Соглашения.
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует на
протяжении ____месяцев.
По истечении срока действия Соглашения, срок может быть продлен по
взаимному соглашению сторон.
Подписи Сторон
Наставник

Наставляемый

____________/____________________
(подпись)

(расшифровка)

____________/

____________________

(подпись)

(расшифровка)

(*права и обязанности наставника и наставляемого могут быть изменены и дополнены в
соответствии с выбранной формой наставничества)

17

Приложение 2
Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о
наставничестве для педагогических работников в Государственном автономном
профессиональном образовательном учреждении Ленинградской области
«Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса»
№

Наименование этапа

Содержание деятельности и план
мероприятий

1.

Подготовка условий для Подготовка и принятие локальных нормативных
реализации наставничества правовых актов образовательной организации:
– приказ «Об утверждении положения о
наставничестве педагогических работников в
образовательной организации» (Приложение 1 Положение о наставничестве педагогических
работников в образовательной организации,
Приложение 2 – Дорожная карта (план
мероприятий) по реализации Положения о
наставничестве педагогических работников в
образовательной организации).
– приказ(ы) о закреплении наставнических
пар/групп с письменного согласия их участников
на возложение на них дополнительных
обязанностей, связанных с наставнической
деятельностью.
– подготовка персонализированных программ
наставничества – при наличии в организации
наставляемых.

2.

Формирование
наставляемых

банка Сбор информации о профессиональных запросах
педагогов.
Формирование банка данных наставляемых,
обеспечение согласий на сбор и обработку
персональных данных.

3.

Формирование
наставников

банка Проведение анкетирования среди потенциальных
наставников в образовательной организации,
желающих
принять
участие
в
персонализированных
программах
наставничества.
Формирование банка данных наставников,
обеспечение согласий на сбор и обработку
персональных данных.

18

Отбор и обучение

4.

1) Анализ банка наставников и выбор подходящих
для конкретной персонализированной программы
наставничества педагога/группы педагогов.
2) Обучение наставников для работы с
наставляемыми:
-подготовка методических материалов для
сопровождения наставнической деятельности;
-проведение консультаций, организация обмена
опытом среди наставников – «установочные
сессии» наставников.

Организация
и
осуществление
работы
наставнических пар/групп

5.

Формирование наставнических пар/групп.
Разработка персонализированных программ
наставничества для каждой пары/группы.
Организация
психолого-педагогической
поддержки сопровождения наставляемых, не
сформировавших пару или группу (при
необходимости),
продолжение
поиска
наставника/наставников.

Завершение
персонализированных
программ наставничества

6.

Проведение мониторинга качества реализации
персонализированных программ наставничества
(анкетирование);
Проведение конференции или семинара.
Проведение итогового мероприятия (круглого
стола)
по
выявлению
лучших
практик
наставничества;
пополнение
методической
копилки педагогических практик наставничества.

Информационная
поддержка
системы
наставничества

7.

Освещение мероприятий Дорожной карты
осуществляется на всех этапах на сайте
образовательной организации и социальных сетях,
по
возможности
на
муниципальном
и
региональном уровнях.

Содержание учитывает потребности образовательной организации, наставников и наставляемых,
региональный опыт.
18

19

I

~-. ~v·.
,,_.,, ·r.,,,,,'f"l/'{,."'IA:;f/""

-1.f!

20;/3 r.

IIponrnypoBaIIo,
npoH)'MepoBaIIO
H
CKpernreHo
rreqaT&!O
JIHCTa (OB)
Pyr                    
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».