40.02.02 гр. 357 Правоохранительная деятельность

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Ленинградской области
«Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса»
УТВЕРЖДЕНО
приказом по ГАПОУ ЛО «Выборгский
техникум агропромышленного и
лесного комплекса»
№ _____от «___»_________20____ г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Уровень профессионального образования
Среднее профессиональное образование
Образовательная программа
подготовки специалистов среднего звена
Специальность 40.02.02 Правоохранительная деятельность
Квалификация выпускника
юрист
Срок получения образования
на базе основного общего образования 3 года 6 месяцев

Выборг
2025

Образовательная программа по специальности среднего профессионального
образования (далее – ОП, ОП СПО) разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность
, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 10.01.2025 г. № 3
(зарегистрировано в Минюсте России 11 февраля 2025 г. N 81212).
ОП СПО по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность относится к
укрупненной группе профессий 40.00.00 Юриспруденция
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Ленинградской области «Выборгский техникум
агропромышленного и лесного комплекса»
Разработчики:
Хинкус А.И., методист

ПРИНЯТО
на педагогическом совете,
протокол № _4____ от «_27___» ___февраля__________ 2025__г.

2

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Общие положения ................................................................................................... 4
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы ...................................... 5
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ..................... 6
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы................. 7
4.1. Общие компетенции....................................................................................................... 7
4.2. Профессиональные компетенции ................................................................................ 10
Раздел 5. Структура образовательной программы .......................................................... 20
5.1. Учебный план ................................................................................................................ 20
5.2. Календарный учебный график ..................................................................................... 20
5.3. Рабочая программа воспитания .................................................................................. 20
5.4. Календарный план воспитательной работы .............................................................. 21
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы ......................................... 21
6.1. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы:
............................................................................................................................................. 21
6.2. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной
программы ........................................................................................................................... 21
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы ... 24
6.4. Требования к практической подготовке обучающихся .............................................. 25
6.5. Требования к организации воспитания обучающихся ................................................ 26
6.6. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы ............ 26
6.7. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы ....... 26
Раздел 7. Формы аттестации, оценка результатов освоения программы подготовки
специалистов среднего звена по специальности 40.02.02 Правоохранительная
деятельность .......................................................................................................................... 27
Раздел 8. Формирование оценочных материалов для проведения государственной
итоговой аттестации ............................................................................................................. 28
Приложения ........................................................................................................................... 29

3

Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящая образовательная программа среднего профессионального
образования (далее – ОП, ОП СПО) по специальности 40.02.02 Правоохранительная
деятельность разработана государственным автономным профессиональным
образовательным учреждением Ленинградской области «Выборгский техникум
агропромышленного и лесного комплекса» (далее – ГАПОУ ЛО «ВТАЛК», техникум) на
основе федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная
деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 10.01.2025 г. № 3
(далее – ФГОС СПО).
Образовательная программа среднего профессионального образования по
специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность содержит комплекс
основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и
организационно-педагогические условия, которые представлены в виде учебного плана,
календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), оценочных и методических материалов, а также в виде рабочей программы
воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
ОП разработана для реализации образовательной программы на базе основного
общего образования на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) и ФГОС СПО с
учетом ФГОС СПО и положений федеральной основной общеобразовательной программы
среднего общего образования с учетом получаемой специальности.
1.2. Нормативные основания для разработки ОП:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об
образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 N 762 (ред. от 20.12.2022) «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным
программам
среднего
профессионального
образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.09.2022 N 70167);
Приказ Минобрнауки России N 885, Минпросвещения России N 390 от
05.08.2020 (ред. от 18.11.2020) «О практической подготовке обучающихся»
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2020 N 59778);
Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 N 800 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте
России 07.12.2021 N 66211);
Приказ Минпросвещения России от 14.10.2022 N 906 «Об утверждении
Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании
и их дубликатов» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2022 N 71119);
Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199 (ред. от 20.01.2021) «Об
утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 N 30861);
Приказ Минпросвещения России от 17.05.2022 N 336 (ред. от 25.09.2023) «Об
утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального
образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей
среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и
специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г.
4

N 1199 (ред. от 20.01.2021) «Об утверждении перечней профессий и специальностей
среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России
17.06.2022 N 68887);
Приказ Минпросвещения России от 10.01.2025 г. № 3 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность»;
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 27.12.2023) «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480);
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 371 (ред. от 19.03.2024) "Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 N 74228).
Локальные акты:
– Устав ГАПОУ ЛО «Выборгский техникум агропромышленного и лесного
комплекса», утверждённый приказом от 09.12.2013 г., № 2892-р, (изменения от 27.03.2023
г., № 793-р);
– Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся ГАПОУ ЛО ВТАЛК, утверждённое приказом
от 07.04.2016 г., № 19;
– Положение о практической подготовке обучающихся (новая редакция),
утверждённое приказом от 27.01.2021, № 18.
- Положение о вступительных испытаниях для поступающих в ГАПОУ ЛО «ВТАЛК»
на обучение по специальности 40.02.02 правоохранительная деятельность, утвержденное
приказом от 28.02.2025, №13
1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ОП СПО:
ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ОП– образовательная программа;
ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
СГ – социально-гуманитарный цикл;
ОП – общепрофессиональный цикл;
П – профессиональный цикл;
ПМ – профессиональный модуль;
МДК – междисциплинарный курс;
ДЭ- демонстрационный экзамен;
ГИА – государственная итоговая аттестация.

Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы

5

2.1. Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы:
юрист
2.2. Формы обучения: очная
2.3. Объем образовательной программы, на базе основного общего образования по
квалификации: техник-эколог – 5328 академических часов.
2.4. Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на
базе основного общего образования по квалификации: юрист – 3 года 6 месяцев.
2.5. Требования к поступающим:
- Лица, поступающие на обучение, должны иметь документы государственного
образца:
-

аттестат об основном общем образовании.

- Сдача вступительных испытаний согласно положения о вступительных
испытаниях.
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников:
09 Юриспруденция
3.2. Соответствие видов деятельности профессиональным модулям:
Наименование видов
деятельности

Наименование профессиональных модулей

1

2

оперативно-служебная
деятельность

ПМ.01 Оперативно-служебная деятельность

административная деятельность

ПМ.02 Административная деятельность

6

Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
Код
компете
нции
ОК 01

ОК 02

Формулировка
компетенции
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам

Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

Знания, умения
Умения: распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и
выделять ее составные части;
определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или
проблемы;
составлять план действия;
определять необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах;
реализовывать составленный план;
оценивать результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с помощью
наставника)
Знания: актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором приходится
работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном
и/или социальном контексте;
алгоритмы
выполнения
работ
в
профессиональной и смежных областях;
методы работы в профессиональной и смежных
сферах; структуру плана для решения задач;
порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
Умения: определять задачи для поиска
информации;
определять
необходимые
источники информации; планировать процесс
поиска;
структурировать получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в перечне
информации;
оценивать
практическую
значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска
Знания:
номенклатура
информационных
источников, применяемых в профессиональной
деятельности;
приемы
структурирования
информации;
формат оформления результатов поиска
информации
7

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по правовой и
финансовой грамотности
в различных жизненных
ситуациях
Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста
Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе
традиционных
российских
духовнонравственных
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания об

Умения: определять актуальность нормативноправовой документации в профессиональной
деятельности;
применять
современную
научную
профессиональную терминологию;
определять
и
выстраивать
траектории
профессионального развития и самообразования
Знания: содержание актуальной нормативноправовой документации;
современная научная и профессиональная
терминология;
возможные траектории профессионального
развития и самообразования
Умения: организовывать работу коллектива и
команды;
взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания: психологические основы деятельности
коллектива,
психологические
особенности
личности; основы проектной деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по профессиональной
тематике на государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе
Знания:
особенности
социального
и
культурного контекста;
правила оформления документов и построения
устных сообщений
Умения:
описывать
значимость
своей
специальности;
применять стандарты антикоррупционного
поведения
Знания: сущность гражданско-патриотической
позиции, российских духовно-нравственных
ценностей;
значимость профессиональной деятельности по
специальности;
стандарты антикоррупционного поведения и
последствия его нарушения

Умения: соблюдать нормы экологической
безопасности;
определять направления ресурсосбережения в
рамках профессиональной деятельности по
специальности
8

ОК 08

ОК 09

изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях
Использовать средства
физической культуры для
сохранения и укрепления
здоровья в процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранных языках

Знания: правила экологической безопасности
при ведении профессиональной деятельности;
основные
ресурсы,
задействованные
в
профессиональной деятельности;
пути обеспечения ресурсосбережения
Умения:
использовать
физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления
здоровья,
достижения
жизненных
и
профессиональных целей;
применять рациональные приемы двигательных
функций в профессиональной деятельности;
пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения, характерными для данной
специальности
Знания: роль физической культуры в
общекультурном,
профессиональном
и
социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни;
условия профессиональной деятельности и зоны
риска физического здоровья для специальности;
средства профилактики перенапряжения
Умения: понимать общий смысл четко
произнесенных высказываний на известные
темы (профессиональные и бытовые), понимать
тексты на базовые профессиональные темы;
участвовать в диалогах на знакомые общие и
профессиональные темы;
строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности;
кратко обосновывать и объяснять свои действия
(текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые
или интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы;
основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая и профессиональная лексика);
лексический минимум, относящийся к описанию
предметов,
средств
и
процессов
профессиональной деятельности;
особенности произношения;
правила чтения текстов профессиональной
направленности

9

4.2. Профессиональные компетенции
Виды
деятельности

Код и наименование
компетенции

Оперативно-служебная ПК 1.1. Осуществлять реализацию
деятельность
норм
материального
и
процессуального права.

Показатели освоения компетенции
Навыки:





реализации норм материального и процессуального права в
профессиональной деятельности;
содержание источников права, регламентирующих основные
вопросы в правоохранительной и судебной деятельности, а
также судебной практики;
анализ различных юридических фактов, правоотношений,
являющихся объектами профессиональной деятельности, и
их юридическая оценка

Умения:



раскрывать содержание, сопоставлять и правильно
применять нормы права;
принимать решения и совершать юридические действия в
точном соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации

Знания:






Знать природу и сущность государства и права;
Знать основные закономерности возникновения,
функционирования и развития государства и права;
Знать исторические типы и формы права и государства, их
сущность и функции;
Знать систему права, механизм государства;
Знать механизм и средства правового регулирования,
реализации права.
10

ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение
законодательства субъектами права.

Навыки:







юридически правильная квалификация фактов и
обстоятельств;
принятие решений и совершение юридических действий в
точном соответствии с законодательством;
юридический анализ правоотношений, являющихся
объектами профессиональной деятельности;
квалификация фактов, событий и обстоятельств;
юридически правильное разрешение ситуаций;
минимизация негативных последствий принятия незаконных
решений и совершения незаконных действий, а также
способы и механизмы их предупреждения.

Умения:






выбирать и применять необходимый в конкретном случае
способ соблюдения законодательства субъектами права,
давать им правовую оценку;
применять правила принятия решений и совершения
юридических действий по действующему законодательству;
выявлять факты и обстоятельства, требующие правовой
квалификации;
правильно определять круг нормативно-правовых актов,
нормы которых распространяются на данные факты и
обстоятельства.

Знания:


Знать основные способы обеспечения соблюдения
законодательства субъектами права и особенности их
применения;

11





ПК
1.3.
Применять
меры
административного
принуждения,
включая применение физической силы,
специальных средств и огнестрельного
оружия.

Знать распределение компетенции в сфере обеспечения
соблюдения законности между государственными органами
и органами местного самоуправления;
Знать особенности действий органов государственной власти
и органов местного самоуправления в сфере обеспечения
соблюдения законодательства.

Навыки:







выполнение оперативно-служебных задач в соответствии с
профилем деятельности правоохранительного органа в
условиях режима чрезвычайного положения, с
использованием специальной техники, вооружения, с
соблюдением требований делопроизводства и режима
секретности;
составление модели правомерного применения
огнестрельного оружия;
применение нормативно-правовых документов в части
применения специальных средств;
формирование алгоритма действий с оружием;
знание алгоритма использования технического средства
(анализ оперативной обстановки, планирование
мероприятия, учёт).

Умения:



решать оперативно-служебные задачи в составе нарядов и
групп;
использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты;

12









читать топографические карты, проводить измерения и
ориентирование по карте и на местности, составлять
служебные графические документы;
обеспечивать безопасность: личную, подчинённых, граждан;
использовать огнестрельное оружие;
обеспечивать законность и правопорядок;
охранять общественный порядок;
выбирать и тактически правильно применять средства
специальной техники в различных оперативно-служебных
ситуациях и документально оформлять это применение.

Знания:











организационно-правовые основы и тактику деятельности
сотрудников правоохранительных органов в особых
условиях, чрезвычайных обстоятельствах, ситуациях, в
условиях режима чрезвычайного положения и в военное
время;
задачи правоохранительных органов в системе гражданской
обороны и в единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
основы инженерной и топографической подготовки;
правовые основы, условия и пределы применения и
использования огнестрельного оружия сотрудниками
правоохранительных органов;
основные виды вооружения, которое применяют сотрудники
правоохранительных органов;
меры безопасности при обращении с огнестрельным
оружием;
назначение, боевые свойства, устройство, правила
сбережения табельного оружия, а также правила обращения с
ним и ухода.
13

ПК 1.4. Обеспечивать выявление,
раскрытие и расследование
преступлений и иных
правонарушений.

Навыки:

выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных
правонарушений.
Умения:






применять технико-криминалистические средства и методы;
проводить осмотр места происшествия;
использовать оперативно-справочные, розыскные,
криминалистические и иные формы учётов;
использовать тактические приёмы при производстве
следственных действий;
использовать формы организации и методику расследования
отдельных видов и групп преступлений

Знания:
 основные понятия и институты уголовно-процессуального
права;
 принципы уголовного судопроизводства;
 особенности доказательств и доказывания в уголовном
процессе;
 уголовно-процессуальное законодательство Российской
Федерации;
 порядок производства по уголовным делам;
 особенности предварительной проверки материалов;
 поводы, основания и порядок возбуждения уголовных дел;
 порядок расследования уголовных дел в форме дознания.
ПК 1.5. Выявлять причины
преступлений и иных
правонарушений, условия,

Навыки:



осуществления деятельности по предупреждению
правонарушений;
выбора правильных мер пресечения;
14

способствующие их совершению.





выявления и устранения причин и условий,
способствовавших совершению правонарушений, в том
числе с помощью процессуальных средств;
устранения обстоятельств, способствовавших совершению
преступлений, в том числе с помощью процессуальных
средств, предусмотренных действующим
законодательством.

Умения:





осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и
устранять причины и условия, способствующие их
совершению;
анализировать состояние преступности, оценивать её
тенденции;
в ходе расследования устанавливать обстоятельства,
способствующие совершению преступлений, по которым
предварительное следствие обязательно, и определять
способы их устранения.

Знания:






правовые основы и порядок осуществления предупреждения
правонарушений;
причины и условия, способствующие совершению
правонарушений;
комплекс правовых норм в конкретной сфере юридической
деятельности, содержащих систему обязательных правовых
предписаний и запретов, а также механизмов их реализации;
систему мер, направленных на противодействие процессам
детерминации правонарушений, предотвращение
совершения преступлений.

Навыки:

15

ПК 1.6. Обеспечивать защиту
сведений,
составляющих
государственную тайну, сведений
конфиденциального характера, а также
информации
ограниченного
распространения.

выполнения
оперативно-служебных
задач
в
соответствии с профилем деятельности правоохранительного
органа, с соблюдением требований делопроизводства и
режима секретности.
Умения:




правильно составлять и оформлять служебные документы, в
том числе секретные, содержащие сведения ограниченного
пользования;
выполнять служебные обязанности в строгом соответствии с
требованиями режима секретности.

Знания:






Административная
деятельность

ПК 2.1. Осуществлять производство по
делам
об
административных
правонарушениях,
исполнение
административных наказаний.

организационно-правовые основы режима секретности в
правоохранительных органах;
порядок отнесения сведений к государственной тайне,
засекречивания и рассекречивания носителей таких
сведений;
порядок допуска к государственной тайне;
правила пользования и обращения с секретными
документами и изделиями.

Навыки:



оформления процессуальных документов;
выявления нарушений.

Умения:
 осуществлять производство по делам об административных
правонарушениях под руководством наставника;
 квалифицировать административные правонарушения,
осуществлять производство по делам об административных
правонарушениях;

16



организовывать осуществление производства по делам об
административных правонарушениях и иные виды
административных производств.

Знания:
 административно-правовой статус органов исполнительной
власти, государственных служащих;
 содержание и сущность основных институтов
административного права;
 законодательство Российской Федерации об
административных правонарушениях;
 признаки административного правонарушения и его виды,
административной ответственности, виды административных
наказаний;
 сущность административного процесса;
 порядок осуществления производства по делам об
административных правонарушениях, производства по
делам, не связанным с совершением административных
правонарушений.
ПК
2.2.
Организовывать
взаимодействие
с
органами,
организациями и гражданами в
обеспечении общественного порядка и
безопасности.

Навыки:



организация работы подчинённых и документационного
обеспечения управленческой деятельности;
соблюдение режима секретности

Умения:




разрабатывать планирующую, отчётную и другую
управленческую документацию;
принимать оптимальные управленческие решения;
организовывать работу подчинённых (ставить задачи,
организовывать взаимодействия, обеспечивать и управлять);

17



осуществлять контроль и учёт результатов деятельности
исполнителей.

Знания:









ПК
2.3.
Участвовать
в
обеспечении
специальных
административно-правовых режимов.

организация системы управления, кадрового,
информационного и документационного обеспечения
управленческой деятельности;
методы управленческой деятельности;
основные положения научной организации труда;
порядок подготовки и принятия управленческих решений,
организации их исполнения;
цели, принципы построения и структуру правоохранительной
системы;
задачи и функции правоохранительных органов;
нормативно-правовые акты, характеризующие деятельность
правоохранительных органов РФ.

Навыки:




владение юридической терминологией в области
государственного управления и специальных
административно-правовых режимов;
навыки индивидуальной работы с правовыми актами
управления, анализа различных правовых явлений
управленческой действительности, юридических фактов в
области обеспечения специальных административноправовых режимов.

Умения:


оперировать понятиями и правовыми категориями
государственного управления и правового института
специальных административно-правовых режимов;

18





ориентироваться в системе нормативных правовых актов РФ
и субъектов РФ, муниципальных правовых актов в области
специальных административно-правовых режимов;
анализировать юридические факты управленческой
действительности при обеспечении специальных
административно-правовых режимов.

Знания:




основные категории государственного управления и
правовой институт специальных административно-правовых
режимов;
полномочия Президента РФ, федеральных государственных
органов, государственных органов субъектов РФ, органов
местного самоуправления в области обеспечения
специальных административно-правовых режимов.

19

Раздел 5. Структура образовательной программы
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования
(объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий,
который представлен в виде:
учебного плана, календарного учебного графика, приложение 1;
рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
приложение 2;
материально-технического оснащения, приложение 3;
иных компонентов, оценочных и методических материалов приложение 4;
а также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана
воспитательной работы, приложение 5;
форм аттестации
5.1. Учебный план
Учебный план по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность
определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной
деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план по программе подготовки специалистов среднего звена по
специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность представлен в приложении 1.
5.2. Календарный учебный график
Календарный учебный график определяет периоды осуществления всех видов
учебной деятельности: теоретическое обучение, учебная и производственная практика,
промежуточная аттестация, государственная итоговая аттестация и каникулярное время.
Календарный учебный график по программе подготовки специалистов среднего
звена по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность представлен в
приложении 1.
5.3. Рабочая программа воспитания
5.3.1. Цели и задачи воспитания, обучающихся при освоении ими образовательной
программы:
Цель рабочей программы воспитания – создание организационно-педагогических
условий для формирования личностных результатов обучающихся, проявляющихся
в развитии их позитивных чувств и отношений к российским гражданским (базовым,
общенациональным) нормам и ценностям, закреплённым в Конституции Российской
Федерации, с учетом традиций и культуры субъекта Российской Федерации, деловых
качеств специалистов среднего звена, определенных отраслевыми требованиями
(корпоративной культурой).
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего равные
условия для развития обучающихся профессиональной образовательной организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественноценностные социализирующие отношения;

20

– формирование у обучающихся профессиональной образовательной организации
общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого
развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса
воспитания.
5.3.2. Рабочая программа воспитания представлена в приложении 5.
5.4. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 5.
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
ГАПОУ ЛО «ВТАЛК» осуществляет образовательную деятельность по реализации
образовательной программы среднего профессионального образования по специальности
40.02.02 Правоохранительная деятельность в соответствии с действующими
санитарными нормами и правилами.
Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя
общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебнометодическому обеспечению, к организации воспитания обучающихся, кадровым и
финансовым условиям реализации образовательной программы:
6.1. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной
программы:
Техникум располагает на праве собственности и ином законном основании
материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной
деятельности обучающихся, включая проведение демонстрационного экзамена,
предусмотренных учебным планом, с учетом ПОП;
При использовании сетевой формы требования к реализации образовательной
программы обеспечиваются совокупностью ресурсов материально-технического и учебнометодического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в
реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.
6.2. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной
программы
6.2.1. Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для
проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том
числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной
аттестации, а также помещения для самостоятельной и воспитательной работы, мастерские
и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и
материалами.
Перечень специальных помещений
Кабинеты:
Социально-гуманитарных дисциплин;
Иностранный язык;
Безопасность жизнедеятельности;
21

Математика;
Охрана труда.
Лаборатория:
Информационных технологий
Спортивный комплекс
Залы:
– библиотека, читальный зал с выходом в интернет;
– актовый зал
6.2.2. Материально-техническое оснащение лабораторий, мастерских и баз практики
по специальности
Образовательная организация, реализующая программу по специальности,
располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы
обучающихся, предусмотренных учебным планом, и соответствующей действующим
санитарным и противопожарным правилам и нормам в разрезе выбранных траекторий.
Минимально необходимый для реализации ОП перечень материально-технического
обеспечения, включает в себя:
6.2.2.1. Оснащение кабинетов
Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин»
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методические материалы по дисциплине
Техническое оснащение:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного
производства;
- мультимедийный проектор.
Кабинет «Иностранный язык»
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методические материалы по дисциплине
Техническое оснащение:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного
производства;
- мультимедийный проектор.
Кабинет «Безопасность жизнедеятельности»
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- плакаты для военной подготовки техническими средствами обучения: комплекты
индивидуальных средств защиты;
22

- контрольно-измерительные приборы и приборы безопасности;
- огнетушители порошковые (учебные);
- огнетушители пенные (учебные);
- огнетушители углекислотные (учебные);
- устройство отработки прицеливания;
- медицинская аптечка с техническими средствами обучения: компьютер, проектор,
экран, телевизор, видеофильмы: «Оказание первой медицинской (доврачебной помощи)»;
«Гражданская помощь»; «Пожарная безопасность»; «Электробезопасность»; «Действие
население при химических авариях»; «Действие населения при авариях на АЭС»;
«Действие население в зоне РА заражения»; Населению о ГО; подборка видеокассет по
разделу ОВС
Техническое оснащение:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного
производства;
- мультимедийный проектор.
Кабинет «Математика»
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методические материалы по дисциплине
Техническое оснащение:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного
производства;
- мультимедийный проектор.
Кабинет «Охрана труда»
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методические материалы по дисциплине
Техническое оснащение:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного
производства;
- мультимедийный проектор.
6.2.2.2 Оснащение помещений, задействованных при организации самостоятельной и
воспитательной работы
Спортивный зал
- волейбольная площадка
- баскетбольная площадка
- гимнастическое оборудование
- канат подвесной
- мат гимнастический
- мячи
23

- скамейки гимнастические
- брусья гимнастические
- тренажерный зал;
- теннисный стол;
- стенд.
Лаборатория «Информационные технологии»
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методические материалы по дисциплине
- интерактивная панель
Техническое оснащение:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного
производства;
- мультимедийный проектор.
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и
производственную практику.
Учебная практика реализуется в лабораториях техникума и требует наличия
оборудования, инструментов, расходных материалов, обеспечивающих выполнение всех
видов работ, определенных содержанием программ профессиональных модулей,
отвечающего потребностям отрасли и требованиям работодателей.
Производственная практика реализуется в организациях экологического,
гидрометеорологического профиля, в сфере жилищно-коммунального хозяйства,
обеспечивающих
деятельность
обучающихся
в
профессиональной
области:
Административно-управленческая и офисная деятельность.
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест
производственной практики соответствует содержанию профессиональной деятельности и
дает возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем
видам деятельности, предусмотренными программой, с использованием современных
технологий, материалов и оборудования.
6.2.3. Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной
программы
6.3.1. Библиотечный фонд техникума укомплектован печатными изданиями и (или)
электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета не менее 0,25
экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей) в
качестве основной литературы, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно
осваивающих соответствующую дисциплину (модуль).
При наличии электронной информационно-образовательной среды допускается
замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не
менее 25 процентов, обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
Обучающимся обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае
применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к
24

современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам,
состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит
обновлению (при необходимости).
Образовательная программа обеспечена учебно-методической документацией по
всем учебным дисциплинам (модулям).
6.3.2. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при
необходимости для обучения указанных обучающихся.
6.3.3. Перечень необходимого комплекта лицензионного и свободно
распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства.
Программное обеспечение
Тип лицензии
Windows 10
Платная бессрочная
Windows Server 2008
Платная бессрочная
LibreOffice
Бесплатная бессрочная
Windows 10 Pro
Платная бессрочная
Microsoft Word OpenOffice
Платная бессрочная
Dr.Web Антивирус
Платная ежегодная
7 zip
Бесплатная бессрочная
6.3.4 Минимально необходимый для реализации образовательной программы СПО
перечень материально-технического обеспечения и перечень необходимого комплекта
лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения представлен в
Приложении 3.
6.4. Требования к практической подготовке обучающихся
6.4.1. Практическая подготовка при реализации образовательной программы
среднего профессионального образования направлена на совершенствование модели
практико-ориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке
специалистов среднего звена путем расширения компонентов (частей) образовательных
программ, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с
будущей профессиональной деятельностью, а также обеспечения условий для получения
обучающимися практических навыков и компетенций, соответствующих требованиям,
предъявляемым работодателями к квалификациям специалистов.
6.4.2. Техникумом спроектирована реализация образовательной программы и ее
отдельных частей (дисциплины, междисциплинарные курсы, профессиональные модули,
практика и другие компоненты) в форме практической подготовки с учетом требований
ФГОС СПО и специфики получаемой специальности.
6.4.3. Образовательная деятельность в форме практической подготовки:
- реализуется при проведении практических занятий, всех видов практики,
выполнении курсового проектирования;
- предусматривает демонстрацию практических навыков, выполнение,
моделирование обучающимися определенных видов работ для решения практических
задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью в условиях, приближенных
к реальным производственным;
6.4.4. Образовательная деятельность в форме практической подготовки
организована на всех курсах обучения, охватывая дисциплины, профессиональные модули,
25

все виды практики, предусмотренные учебным планом образовательной программы
среднего специального образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная
деятельность.
6.4.5. Практическая подготовка организуется в учебных, учебно-производственных
лабораториях, мастерских, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах
практики и иных структурных подразделениях образовательной организации, а также в
специально оборудованных помещениях (рабочих местах) профильных организаций на
основании договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между
образовательной организацией и профильной организацией, осуществляющей
деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.
6.4.6. В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая
осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с формой,
определяемой образовательной организацией, и оценочными материалами, позволяющими
оценить достижение запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам
результатов обучения.
6.5. Требования к организации воспитания обучающихся
6.5.1. Воспитание обучающихся при освоении ими основной образовательной
программы осуществляется на основе включаемых в настоящую образовательную
программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
(приложение 3).
6.5.2. Рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы
техникум разрабатывает и утверждает самостоятельно с учетом примерных рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
6.5.3. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы принимают участие советы обучающихся, советы родителей,
представители работодателей и (или) их объединений (при их наличии).
6.6. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.6.1. а) реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и
работников организаций, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности, 09 Юриспруденция (имеющих стаж работы в данной
профессиональной области не менее трех лет);
б) квалификация педагогических работников образовательной организации должна
отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках
и (или) профессиональных стандартах (при наличии);
в) педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной
программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по
программам повышения квалификации не реже одного раза в три года с учетом расширения
спектра профессиональных компетенций, в том числе в форме стажировки в организациях,
направление деятельности которых соответствует области профессиональной
деятельности, 09 Юриспруденция, а также в других областях профессиональной
деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия
полученных компетенций требованиям к квалификации педагогического работника;
г) доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям
26

ставок), имеющих опыт деятельности не менее трех лет в организациях, направление
деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, 09
Юриспруденция, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение
обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не
менее 25 процентов.
6.7. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы
6.7.1. Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг
по реализации образовательной программы
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы осуществляются в соответствии с Методикой определения
нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных
программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и
укрупненным группам профессий (специальностей), утверждаемые Минпросвещения
России ежегодно.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования по
реализации образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда
преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня
средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную
(преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики».
Раздел 7. Формы аттестации, оценка результатов освоения программы
подготовки
специалистов
среднего
звена
по
специальности
40.02.02
Правоохранительная деятельность
7.1. Формы аттестации. Контроль и оценка достижений обучающихся
В соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.02 Правоохранительная
деятельность, оценка качества освоения обучающимися основной образовательной
программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную
(итоговую) аттестацию обучающихся.
Текущий контроль знаний и промежуточная аттестация проводится по результатам
освоения программ учебных дисциплин и профессиональных модулей. Формы и процедуры
текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и
профессиональному модулю разрабатываются техникумом самостоятельно и доводятся до
сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. Текущий
контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Для текущего контроля и
промежуточной аттестации создаются фонды оценочных средств (ФОС).
Формы проведения текущего контроля определяются преподавателем
самостоятельно, фиксируются в рабочей программе дисциплины, модуля, учебной и
производственной практик.
Промежуточная аттестация проводится после окончания каждой учебной
дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля и практики.
Формы промежуточной аттестации:
-

контрольная работа (в учебном плане обозначен в графе «Другие»)
дифференцированный зачет
27

-

защита индивидуального проекта, курсовой работы
сдача норматива по физической культуре
экзамен по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу
экзамен по модулю
Конкретные формы проведения промежуточной аттестации определяются
преподавателем, согласовываются с методическим объединением, фиксируются в учебном
плане и рабочей программе соответствующей дисциплины, МДК и ПМ и доводятся до
сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
Экзамены, консультации, дифференцированные зачеты проводятся за счет учебного
времени, выделяемого на изучение соответствующей учебной дисциплины.
Экзамен по модулю проводится после завершения освоения программы
профессионального модуля и представляет собой форму независимой оценки результатов
обучения с участием работодателей. Условием допуска к экзамену (квалификационному)
является
успешное
освоение
обучающимися
всех
элементов
программы
профессионального модуля – МДК, учебной и производственной практик.
Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации обучающихся не
превышает 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов - 10. В указанное количество
не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным учебным курсам,
дисциплинам (модулям).
Правила участия и контролирующие мероприятия и критерии оценивания
достижений, обучающихся определяются Положением о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Раздел 8. Формирование оценочных материалов для проведения государственной
итоговой аттестации
8.1. Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной и
проводится по завершении всего курса обучения по направлению подготовки. В ходе ГИА
оценивается степень соответствия сформированных компетенций выпускников
требованиям ФГОС СПО по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность.
8.2. Государственная итоговая аттестация проводится в форме демонстрационного
экзамена или защиты дипломного проекта (работы).
Для выпускников, осваивающих образовательные программы в области подготовки
кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и
правопорядка государственная итоговая аттестация проводится в форме государственного
экзамена.
Содержание, объем и структура дипломной работы определяется Порядком
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования с учетом ПОП.
Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации
специалиста среднего звена: юрист.
8.3. Обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме
выполнившие учебный план проходят государственную итоговую аттестацию.
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по
образовательным программам среднего профессионального образования, выдается диплом
о среднем профессиональном образовании, подтверждающий получение среднего
28

профессионального образования и квалификацию по соответствующей специальности
среднего профессионального образования.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой
аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть
образовательной программы среднего профессионального образования и (или)
отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о
периоде обучения по, установленному образцу.
8.4. Оценочные материалы для государственной итоговой аттестации в форме
демонстрационного экзамена разрабатываются и доводятся до сведения обучающихся в
соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования.
8.5. Оценочные материалы для проведения ГИА включают типовые задания для
демонстрационного экзамена, темы дипломных работ, описание процедур и условий
проведения государственной итоговой аттестации, критерии оценки.
Примерные оценочные материалы для проведения ГИА приведены в приложении 4.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 УП КУГ 40.02.02 Правоохранительная деятельность
Приложение 2 РП 40.02.02 Правоохранительная деятельность
Приложение 3 МТО 40.02.02 Правоохранительная деятельность
Приложение 4 Программа ГИА 40.02.02 Правоохранительная деятельность
Приложение 5 Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы
40.02.02 Правоохранительная деятельность

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».