23.01.01 гр. 351 Оператор транспортного терминала

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Ленинградской области
«Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса»

УТВЕРЖДЕНО
приказом по ГАПОУ ЛО «Выборгский
техникум агропромышленного и
лесного комплекса»
№ _____от «___»_________20____ г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Уровень профессионального образования
Среднее профессиональное образование
Образовательная программа
подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Профессия
23.01.01 Оператор транспортного терминала
Квалификация выпускника
водитель погрузчика - водитель электро- и автотележки
Срок получения образования
на базе основного общего образования 1 год 10 месяцев

Выборг 2025
Образовательная программа (далее - ОП) по профессии среднего
профессионального образования (далее – ОП, ОП СПО) разработана на основе
1

федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по профессии 23.01.01 Оператор транспортного терминала., утвержденного
Приказом Минпросвещения России от 2 августа 2013 г. № 700 (с изм. от 03.07.2024 N 464)
(зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2013 г. N 29624).
ОП СПО по профессии 23.01.01 Оператор транспортного терминала относиться к
укрупненной группе профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта и
определяет объем, содержание, планируемые результаты освоения образовательной
программы, условия образовательной деятельности.

Организация разработчик: Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Ленинградской области «Выборгский техникум
агропромышленного и лесного комплекса»
Разработчики:
Хинкус А.И. методист ГАПОУ ЛО «ВТАЛК»

ПРИНЯТО
на педагогическом совете,
протокол № _4__от «_27__»___02____________2025__г.

СОДЕРЖАНИЕ
2

Раздел 1. Общие положения ............................................................................................................................... 3
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы ...................................................................... 5
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ....................................................... 6
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы.............................................. 6
4.1. Общие компетенции ................................................................................................................................. 6
4.2. Профессиональные компетенции .......................................................................................................... 11
Раздел 5. Структура образовательной программы .......................................................................................... 21
5.1. Учебный план ........................................................................................................................................... 21
5.2. Календарный учебный график ................................................................................................................ 23
5.3. Рабочая программа воспитания ............................................................................................................ 24
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы ........................................................................ 24
6.1. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы:....................... 24
6.2. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы ................... 24
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы ............................ 31
6.4. Требования к практической подготовке обучающихся ........................................................................ 32
6.5. Требования к организации воспитания обучающихся .......................................................................... 33
6.6. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы .................................... 33
6.7. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы ................................ 33
Раздел 7. Формы аттестации, оценка результатов освоения образовательной программы по профессии
23.01.01 Оператор транспортного терминала .................................................................................................. 34
Раздел 8. Формирование оценочных материалов для проведения государственной итоговой аттестации35
Приложение 1 УП КУГ 23.01.01 Оператор транспортного терминала ..................................................... 36
Приложение 2 РП 23.01.01 Оператор транспортного терминала ............................................................ 36
Приложение 3 МТО 23.01.01 Оператор транспортного терминала......................................................... 36
Приложение 4 Рабочая программа воспитания и примерный календарный план воспитательной
работы 23.01.01 Оператор транспортного терминала ........................................................................... 36

Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящая ОП по профессии 23.01.01 Оператор транспортного терминала
разработана государственным автономным профессиональным образовательным
3

учреждением Ленинградской области «Выборгский техникум агропромышленного и
лесного комплекса» (далее – ГАПОУ ЛО «ВТАЛК», техникум) на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
по профессии 23.01.01 Оператор транспортного терминала., утвержденного Приказом
Минпросвещения России от 2 августа 2013 г. № 700 (с изм. от 03.07.2024 N 464)
(зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2013 г. N 29624).
Образовательная программа среднего профессионального образования по
профессии 23.01.01 Оператор транспортного терминала содержит комплекс основных
характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и
организационно-педагогические условия, которые представлены в виде учебного плана,
календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), оценочных и методических материалов, а также в виде рабочей
программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
ОП разработана для реализации образовательной программы на базе основного
общего образования на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), федеральной
образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО) и ФГОС СПО с
учетом получаемой профессии.
Образовательная
Российской Федерации.

деятельность

осуществляется

на

государственном

языке

1.2. Нормативные основания для разработки ОП:
−
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
−
Приказ Минпросвещения России от 08.04.2021 № 153 «Об утверждении
Порядка разработки примерных основных образовательных программ среднего
профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных
основных образовательных программ среднего профессионального образования»;
−
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
02.08.2013 № 700 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по профессии 190700.01 Оператор
транспортного терминала»;
−
Приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
−
Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
−
Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390
от 05.08.2020 «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением
о практической подготовке обучающихся»);
−
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 17.05.2022 № 336
«Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального
образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей
среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и
4

специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г.
№ 119 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего
профессионального образования».
1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ОП:
ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ОП–образовательная программа;
ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ЛР – личностные результаты;
ПС – профессиональный стандарт,
ОТФ – обобщенная трудовая функция;
ТФ – трудовая функция;
СГ – социально-гуманитарный цикл;
ОП –общепрофессиональный цикл/общепрофессиональная дисциплина;
П – профессиональный цикл;
ПМ – профессиональный модуль;
МДК – междисциплинарный курс;
ДЭ – демонстрационный экзамен;
ГИА – государственная итоговая аттестация.
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
2.1. Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы:
мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
2.2. Форма обучения: очная
2.3. Объем образовательной программы, на базе основного общего образования –
2952 академических часа.
2.4. Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на
базе основного общего образования – 1 год 10 месяцев.
2.5. Требования к абитуриентам:
Лица, поступающие на обучение, должны иметь документы государственного
образца - аттестат об основном общем образовании.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным
планом соответствующей образовательной программы.
Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы
осуществляется на основе рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в
примерную основную образовательную программу (далее - ПОП) примерной рабочей
программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.
5

Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников: эксплуатация подъемнотранспортных машин и механизмов, оперативное управление перевозочным и
перегрузочным процессами.
3.3.
Соответствие
видов
деятельности
профессиональным
модулям:
Наименование видов деятельности

Наименование
профессиональных модулей

Виды деятельности:
Управление
перегрузочными
механизмами (по видам машин).

машинами

и

ПМ.01

Управление

перегрузочными машинами и
механизмами

(по

видам

машин)"
ПМ 02 Ремонт механических
Техническое
обслуживание
и
ремонт
и
установка
перегрузочных машин и механизмов (по видам машин). систем
дополнительного оборудования
на автотранспортные средства
Учет и контроль хода перевозочного
перегрузочного процессов (по видам машин)

и

ПМ.03 Учет и контроль хода
перевозочного и перегрузочного
процессов

(по

видам

транспорта)"
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы

Код
компетенции

4.1. Общие компетенции

Формулировка
компетенции

Знания, умения

6

ОК 01

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным контекстам

Умения:
распознавать задачу и/или проблему
в профессиональном и/или социальном контексте
анализировать задачу и/или проблему и выделять
её составные части
определять этапы решения задачи
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы
составлять план действия
определять необходимые ресурсы
владеть актуальными методами работы
в профессиональной и смежных сферах
реализовывать составленный план
оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)

Знания:
актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном
и/или социальном контексте
алгоритмы выполнения работ
в профессиональной и смежных областях
методы работы в профессиональной и смежных
сферах
структуру плана для решения задач
порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
ОК 02

Использовать
современные средства
поиска, анализа
и интерпретации
информации
и информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

Умения:
определять задачи для поиска информации
определять необходимые источники информации
планировать процесс поиска
структурировать получаемую информацию
выделять наиболее значимое в перечне
информации
оценивать практическую значимость результатов
поиска
оформлять результаты поиска, применять средства
информационных технологий для решения
профессиональных задач
использовать современное программное
обеспечение
использовать различные цифровые средства для
решения профессиональных задач

7

Знания:
номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности
приемы структурирования информации
формат оформления результатов поиска
информации, современные средства и устройства
информатизации
порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности в
том числе с использованием цифровых средств
ОК 03

ОК 04

Планировать
и реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность
в профессиональной
сфере, использовать
знания по правовой и
финансовой грамотности
в различных жизненных
ситуациях

Эффективно
взаимодействовать
и работать
в коллективе и команде

Умения:
определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности
применять современную научную
профессиональную терминологию
определять и выстраивать траектории
профессионального развития и самообразования
выявлять достоинства и недостатки коммерческой
идеи
презентовать идеи открытия собственного дела в
профессиональной деятельности; оформлять
бизнес-план
рассчитывать размеры выплат по процентным
ставкам кредитования
определять инвестиционную привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной
деятельности
презентовать бизнес-идею
определять источники финансирования
Знания:
содержание актуальной нормативно-правовой
документации
современная научная и профессиональная
терминология
возможные траектории профессионального
развития и самообразования
основы предпринимательской деятельности;
основы финансовой грамотности
правила разработки бизнес-планов
порядок выстраивания презентации
кредитные банковские продукты
Умения:
организовывать работу коллектива
и команды
взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности

8

ОК 05

Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального
и культурного контекста

ОК 06

Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе российских
духовно-нравственных
ценностей, в том числе
с учетом гармонизации
межнациональных
и межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания
об изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в
чрезвычайных ситуациях

ОК 07

Знания:
психологические основы деятельности коллектива,
психологические особенности личности
основы проектной деятельности
Умения:
грамотно излагать свои мысли
и оформлять документы по профессиональной
тематике на государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе
Знания:
особенности социального и культурного
контекста;
правила оформления документов
и построения устных сообщений
Умения:
описывать значимость своей специальности
применять стандарты антикоррупционного
поведения
Знания:
сущность гражданско-патриотической позиции,
традиционных российских духовно-нравственных
ценностей
значимость профессиональной деятельности по
специальности
стандарты антикоррупционного поведения и
последствия его нарушения
Умения:
соблюдать нормы экологической безопасности;
определять направления ресурсосбережения
в рамках профессиональной деятельности
по специальности, осуществлять работу с
соблюдением принципов бережливого
производства
организовывать профессиональную деятельность с
учетом знаний об изменении климатических
условий региона
Знания:
правила экологической безопасности при ведении
профессиональной деятельности
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности
пути обеспечения ресурсосбережения
принципы бережливого производства
основные направления изменения климатических
условий региона

9

ОК 08

Использовать средства
физической культуры для
сохранения
и укрепления здоровья
в процессе
профессиональной
деятельности
и поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности

ОК 09

Пользоваться
профессиональной
документацией
на государственном
и иностранном языках

Умения:
использовать физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья,
достижения жизненных и профессиональных
целей
применять рациональные приемы двигательных
функций в профессиональной деятельности
пользоваться средствами профилактики
перенапряжения, характерными для данной
специальности
Знания:
роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии
человека
основы здорового образа жизни
условия профессиональной деятельности и зоны
риска физического здоровья для специальности
средства профилактики перенапряжения
Умения:
понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые), понимать тексты
на базовые профессиональные темы
участвовать в диалогах на знакомые общие
и профессиональные темы
строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности
кратко обосновывать и объяснять свои действия
(текущие и планируемые)
писать простые связные сообщения на знакомые
или интересующие профессиональные темы
Знания:
правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы
основные общеупотребительные глаголы (бытовая
и профессиональная лексика)
лексический минимум, относящийся к описанию
предметов, средств и процессов профессиональной
деятельности
особенности произношения
правила чтения текстов профессиональной
направленности

10

4.2. Профессиональные компетенции
Виды
деятельности
Управление
перегрузочными
машинами
и
механизмами (по
видам машин).

Код и
наименование
компетенции

Показатели освоения компетенции

Навыки:
ПК
1.1. Проверка соответствия автотранспортного
Производить
средства технической и сопроводительной
подготовку
документации.
подъемноПроверка комплектности и работоспособности
транспортных
автотранспортного средства в соответствии с
машин
и требованиями, установленными заводоммеханизмов
к изготовителем.
работе.
Подготовка автотранспортного средства в
соответствии с требованиями, установленными
заводом-изготовителе
Умения:
Выполнять перечень работ согласно технической
документации организации-изготовителя
автотранспортного средства.
Осуществлять поиск технической документации в
бумажном и электронном виде, работать с
технологическими картами организацииизготовителя автотранспортного средства
Применять в работе ручной слесарно-монтажный,
пневматический и электрический инструмент,
оборудование и оснастку в соответствии с
технологическим процессом
Проверять герметичность систем
автотранспортных средств
Проверять работоспособность узлов, агрегатов и
систем автотранспортных средств
Проверять давление воздуха в шинах и при
необходимости доводить до нормы
Проводить затяжку крепежных соединений узлов,
агрегатов и систем автотранспортных средств
Проверять соответствие номеров номерных узлов
и агрегатов с паспортом автотранспортного
средства
Проверять комплектность автотранспортных
средств на соответствие сопроводительной
документации организации-изготовителя
Проверять модели деталей, узлов и агрегатов
автотранспортных средств на соответствие
технической документации
Визуально выявлять внешние повреждения
автотранспортного средства
Проводить удаление элементов внешней
консервации
11

Проводить уборку, мойку и сушку
автотранспортного средства
Монтировать составные части автотранспортного
средства, демонтированные в процессе доставки
Знания:
Назначение, устройство и правила применения
ручного слесарно-монтажного, пневматического
и электрического инструмента, универсальных и
специальных приспособлений
Технологии выполнения ручных слесарных работ
Технологии проведения измерений контрольноизмерительным инструментом, применяемым в
процессе выполнения работ по техническому
обслуживанию и ремонту автотранспортных
средств и их компонентов
Правила охраны труда и техники безопасности
Конструктивные особенности узлов, агрегатов и
систем автотранспортных средств
Общее устройство автотранспортных средств
Технические и эксплуатационные характеристики
автотранспортных средств
Порядок оформления и ведения
сопроводительной документации
автотранспортных средств
Назначение и правила работы с бумажными и
электронными версиями технической
документации организации-изготовителя
автотранспортных средств
Навыки:
ПК 1.2. Проверять Проверка технического состояния
без груза работу автотранспортных средств
органов
Выполнение технического обслуживания
управления,
автотранспортных средств
блокировочных
устройств,
Умения:
приборов
Проверять уровень горюче-смазочных
безопасности,
материалов, технических жидкостей и смазок и
систем
и при необходимости проводить работы по их
механизмов
доливке и замене
перегрузочных
Заменять расходные материалы, детали
машин.
одноразового монтажа, детали подверженные
естественному износу
Проверять герметичность механизмов и систем
автотранспортного средства
Проверять исправность и работоспособность
механизмов, агрегатов и систем
автотранспортного средства
Использовать специальное диагностическое
оборудования, требуемое для выполнения
технического обслуживания автотранспортных
12

средств
Проверять моменты затяжки резьбовых
соединений в механизмах, агрегатах и системах
автотранспортных средств и в случае
необходимости осуществлять их затяжку
Проводить контрольно-измерительные операции
для определения зазоров, биения, люфтов в
механизмах, агрегатах и системах
автотранспортных средств и в случае
необходимости осуществлять их регулировку
Выполнять демонтаж, монтаж и разборочносборочные операции составных частей
механизмов, агрегатов и систем
автотранспортных средств
Пользоваться справочными материалами и
технической документацией по техническому
обслуживанию и ремонту автотранспортных
средств и их компонентов
Подбирать и применять контрольноизмерительный, механический,
автоматизированный инструмент и оборудование,
соответствующие технологическому процессу
выполняемых работ
Управлять автотранспортным средством
соответствующей категории
Знания:
Наименование, назначения и маркировка
технических жидкостей, смазок, моющих
составов, горюче-смазочных материалов и
правила их применения и взаимозаменяемости, в
том числе в зависимости от сезона
Технология выполнения ручных слесарных работ
Технологию проведения измерений контрольноизмерительным инструментом, применяемым в
процессе выполнения работ по техническому
обслуживанию и ремонту автотранспортных
средств и их компонентов
Правила охраны труда и техники безопасности
Конструктивные особенности, технические и
эксплуатационные характеристики
автотранспортных средств, их агрегатов, систем,
механизмов и узлов
Общее устройство автотранспортных средств
Методы проверки герметичности систем
автотранспортных средств
Назначение, устройство и правила применения
ручного слесарно-монтажного, пневматического
и электрического инструмента, универсальных и
специальных приспособлений, применяемых в
процессе выполнения работ по техническому
13

обслуживанию и ремонту автотранспортных
средств и их компонентов
Правила работы с бумажными и электронными
версиями технической документации
организации-изготовителя автотранспортных
средств
ПК
1.3.
Управлять
перегрузочными
машинами
и
механизмами при
погрузке,
разгрузке
и
перегрузке грузов
на всех режимах
работы,
при
выполнении работ
по
сборке,
разборке, монтажу
и
демонтажу
перегрузочного
оборудования.

Техническое
обслуживание и
ремонт
перегрузочных
машин
и
механизмов
(по
видам машин).

ПК
2.1.
Проводить
ежесменное
техническое
обслуживание
перегрузочных
машин
и
механизмов.

Навыки:
Выявление неисправностей узлов, агрегатов и
механических систем автотранспортных средств
Демонтаж / монтаж узлов, агрегатов и
механических систем автотранспортных средств
Дефектовка узлов, агрегатов и механических
систем автотранспортных средств
Умения:
Подбирать
и
использовать
специальные
приспособления и оборудование для поиска
неисправностей
в
узлах,
агрегатах
и
механических
системах
автотранспортных
средств
Подбирать
и
использовать
инструменты,
приспособления
и
оборудование
для
разборки/сборки узлов, агрегатов и механических
систем автотранспортных средств
Подбирать
и
использовать
контрольноизмерительные инструменты для определения
технического состояния узлов, агрегатов и
механических систем автотранспортных средств
Осуществлять установку и демонтаж узлов,
агрегатов
и
механических
систем
автотранспортных средств на испытательный
стенд,
Выполнять базовые калибровочные операции
14

испытательных
стендов
для
проведения
тестирования узлов, агрегатов и механических
систем автотранспортных средств
Проводить
диагностику
и
анализировать
результаты, полученные в ходе тестирования
узлов, агрегатов и механических систем
автотранспортных средств на испытательном
стенде
Проводить дефектовку деталей, узлов, агрегатов
и механических систем автотранспортных
средств
Анализировать возможность восстановления и
ремонта дефектной детали соответствующего
узла,
агрегата,
механической
системы
автотранспортного средства
Проводить
замену
дефектной
детали
соответствующего узла, агрегата, механической
системы автотранспортного средства на новую
Проводить регулировку узлов, агрегатов и
механических систем автотранспортных средств
Проводить
обкатку
узлов,
агрегатов
и
механических систем автотранспортных средств
после ремонта
Проводить
настройку
потребительского
оборудования автотранспортных средств после
завершения работ по ремонту автотранспортных
средств и их компонентов
Пользоваться справочными материалами и
технической документацией по техническому
обслуживанию и ремонту автотранспортных
средств и их компонентов
Знания:
Общее устройство, конструктивные особенности
и принцип действия агрегатов, механизмов и
механических систем автотранспортных средств
и их компонентов
Назначение и правила применения ручного
слесарно-монтажного,
пневматического
и
электрического инструмента, универсальных и
специальных приспособлений, применяемых в
процессе выполнения работ по диагностике,
снятию и установке агрегатов, механизмов и
механических систем автотранспортных средств
и их компонентов
Технология проведения измерений контрольноизмерительным инструментом и оборудованием,
применяемым в процессе выполнения работ по
диагностике агрегатов, механических систем,
механизмов и узлов автотранспортных средств и
их компонентов
15

Технология проведения слесарных работ
Правила охраны труда и техники безопасности
Методы
проверки
герметичности
систем
автотранспортных средств и их компонентов
Принцип действия и правила применения
диагностического
оборудования,
предназначенного для диагностики узлов,
агрегатов и систем автотранспортных средств и
их компонентов
Методики проведения тестирования узлов,
агрегатов
и
механических
систем
автотранспортных средств и их компонентов
Наименование,
назначение
и
маркировка
технических жидкостей, технических газов,
смазок, моющих составов, горюче-смазочных
материалов и правила их применения и
взаимозаменяемости, в том числе в зависимости
от сезона
Методы дефектовки деталей узлов, агрегатов и
механических систем автотранспортных средств
их компонентов
Правила работы с бумажными и электронными
версиями
технической
документации
организации-изготовителя
автотранспортных
средств
Навыки:
Восстановление работоспособности или замена
узлов, агрегатов и механических систем
автотранспортных средств и их компонентов
Регулировка узлов, агрегатов и механических
систем
автотранспортных средств
и их
компонентов
Обкатка узлов, агрегатов и механических систем
автотранспортных средств и их компонентов
после ремонта

ПК
2.2.
Выполнять
слесарные
и
электромонтажные
работы
при
техническом
обслуживании и
ремонте
перегрузочных
машин
и
механизмов.
Умения:
Выполнять разборочно-сборочные операции
узлов, агрегатов и механических систем
автотранспортных средств и их компонентов в
соответствии с технологией завода-изготовителя
Выполнять визуальную и инструментальную
диагностику состояния деталей и сборочных
единиц узлов, агрегатов и механических систем
автотранспортных средств и их компонентов в
соответствии с технологией завода-изготовителя
Анализировать
итоги
визуальной
и
инструментальной
диагностики
состояния
деталей и сборочных единиц узлов, агрегатов и
механических систем автотранспортных средств
и их компонентов в соответствии с технологией

16

завода-изготовителя
Подбирать детали и сборочные единицы для
замены неисправных компонентов по итогам
анализа их технического состояния
Подбирать
и
использовать
инструменты,
приспособления и оборудование для выполнения
ремонта узлов, агрегатов и механических систем
автотранспортных средств и их компонентов
Подбирать
и
использовать
специальные
приспособления и оборудование для ремонта
узлов, агрегатов и механических систем
автотранспортных средств и их компонентов
Составлять
технологический
процесс
по
восстановлению и ремонту узлов, агрегатов и
механических систем автотранспортных средств
и их компонентов
Пользоваться справочными материалами и
нормативной документацией по ремонту узлов,
агрегатов
и
механических
систем
автотранспортных средств и их компонентов
Регулировать узлы, агрегаты и механические
системы автотранспортных средств и их
компонентов в процессе проведения ремонтных
работ
Выбирать методику обкатки и проводить обкатку
отремонтированных
узлов,
агрегатов
и
механических систем автотранспортных средств
и их компонентов по итогам проведенных
ремонтных работ
Знания:
Методики проведения диагностики состояния
деталей и сборочных единиц узлов, агрегатов и
механических систем автотранспортных средств
и их компонентов
Особенности
подбора
и
использования
диагностического
оборудования
в
ходе
проведения диагностики состояния деталей и
сборочных
единиц
узлов,
агрегатов
и
механических систем автотранспортных средств
и их компонентов
Назначение и правила работы с бумажными и
электронными
версиями
технической
документации
организации-изготовителя
автотранспортных средств
Устройство и особенности конструкции узлов,
агрегатов
и
механических
систем
автотранспортных средств и их компонентов
Методика обновления программного обеспечения
электронного оборудования, используемого в
ходе проведения ремонтных работ узлов,
17

агрегатов
и
механических
систем
автотранспортных средств и их компонентов
Технология
обновления
программного
обеспечения
диагностических
программных
продуктов
Применяемость масел, технических жидкостей,
технических газов и смазок в ходе проведения
ремонтных работ
Приемы проведения ремонтных работ в
соответствии с технологией организацииизготовителя
Методы обкатки узлов, агрегатов и механических
систем автотранспортных средств и их
компонентов
Навыки:
Выполнение демонтажно-монтажных и
разборочно-сборочных работ на
автотранспортных средствах и их компонентах
Установка и подключение дополнительных
механических и мехатронных систем на
автотранспортные средства и их компоненты
Наладка, программирование и
перепрограммирование мехатронных систем,
дополнительно установленных на
автотранспортные средства и их компоненты
Наладка механических систем, дополнительно
установленных на автотранспортные средства и
их компоненты
Разработка и формализация технологии
установки, подключения и наладки
дополнительных механических и мехатронных
систем на автотранспортные средства и их
компоненты
Умения:
Выполнять поиск и пользоваться технической
документации на бумажных и электронных
носителях организации-изготовителя
автотранспортного средства и организацииизготовителя дополнительных механических и
мехатронных систем, устанавливаемых на
автотранспортные средства и их компоненты
Выполнять демонтажно-монтажные, разборочносборочные, слесарные и соединительные работы
при установке и подключении дополнительных
механических и мехатронных систем на
автотранспортные средства и их компоненты
Применять стандартное и специализированное
программное обеспечение в ходе установки,
наладки и программирования дополнительных
механических и мехатронных систем на
18

автотранспортные средства и их компоненты
Проводить контрольно-измерительные операции
с применением измерительного,
диагностического оборудования и специальной
оснастки
Пользоваться слесарным, измерительным и
специализированным инструментом
Осуществлять наладку дополнительно
установленных механических и мехатронных
систем
Документировать технологический процесс
установки и подключения дополнительных
механических и мехатронных систем
автотранспортных средств и их компонентов
Осуществлять контроль качества выполненных
работ
Консультировать работников организации по
вопросам, связанным с особенностями работы и
эксплуатации дополнительно установленных на
автотранспортных средствах и их компонентах
механических и мехатронных системах
Знания:
Техника безопасности при проведении работ по
установке дополнительных механических и
мехатронных систем на автотранспортные
средства и их компоненты
Правила работы с измерительным, слесарным и
специализированным инструментом и
оборудованием
Правила работы с технической документации на
бумажных и электронных носителях
организации-изготовителя автотранспортного
средства и организации-изготовителя
дополнительных механических и мехатронных
систем, устанавливаемых на автотранспортные
средства и их компоненты
Методы соединения элементов электропроводки
Принципы работы и регулировки датчиков и
исполнительных механизмов мехатронных
систем, дополнительно устанавливаемых на
автотранспортные средства и их компоненты
Технология проведения контрольноизмерительных операций с применением
специального диагностического оборудования,
программного обеспечения и специальных
приспособлений
Основы электротехники
Взаимосвязь между материалом, сечением
проводника и предельно допустимым током через
него
19

Учет и контроль
хода
перевозочного и
перегрузочного
процессов (по
видам машин)

ПК 3.1. Вести
оперативный учет
грузов
и
транспортных
средств.
ПК
3.2.
Координировать
работу
транспортных
средств, пунктов
погрузки
и
разгрузки.
ПК
3.3.
Осуществлять
оперативную связь
с клиентами и
смежными видами
транспорта.

Электрическая совместимость проводников,
выполненных из разных материалов
Навыки:
Выполнение демонтажно-монтажных и
разборочно-сборочных работ на
автотранспортных средствах и их компонентах
Установка и подключение дополнительных
механических и мехатронных систем на
автотранспортные средства и их компоненты
Наладка, программирование и
перепрограммирование мехатронных систем,
дополнительно установленных на
автотранспортные средства и их компоненты
Наладка механических систем, дополнительно
установленных на автотранспортные средства и
их компоненты
Разработка и формализация технологии
установки, подключения и наладки
дополнительных механических и мехатронных
систем на автотранспортные средства и их
компоненты
Умения:
Выполнять поиск и пользоваться технической
документации на бумажных и электронных
носителях организации-изготовителя
автотранспортного средства и организацииизготовителя дополнительных механических и
мехатронных систем, устанавливаемых на
автотранспортные средства и их компоненты
Выполнять демонтажно-монтажные, разборочносборочные, слесарные и соединительные работы
при установке и подключении дополнительных
механических и мехатронных систем на
автотранспортные средства и их компоненты
Применять стандартное и специализированное
программное обеспечение в ходе установки,
наладки и программирования дополнительных
механических и мехатронных систем на
автотранспортные средства и их компоненты
Проводить контрольно-измерительные операции
с применением измерительного,
диагностического оборудования и специальной
оснастки
Пользоваться слесарным, измерительным и
специализированным инструментом
Осуществлять наладку дополнительно
установленных механических и мехатронных
систем
Документировать технологический процесс
установки и подключения дополнительных
20

механических и мехатронных систем
автотранспортных средств и их компонентов
Осуществлять контроль качества выполненных
работ
Консультировать работников организации по
вопросам, связанным с особенностями работы и
эксплуатации дополнительно установленных на
автотранспортных средствах и их компонентах
механических и мехатронных системах
Знания:
Техника безопасности при проведении работ по
установке дополнительных механических и
мехатронных систем на автотранспортные
средства и их компоненты
Правила работы с измерительным, слесарным и
специализированным инструментом и
оборудованием
Правила работы с технической документации на
бумажных и электронных носителях
организации-изготовителя автотранспортного
средства и организации-изготовителя
дополнительных механических и мехатронных
систем, устанавливаемых на автотранспортные
средства и их компоненты
Методы соединения элементов электропроводки
Принципы работы и регулировки датчиков и
исполнительных механизмов мехатронных
систем, дополнительно устанавливаемых на
автотранспортные средства и их компоненты
Технология проведения контрольноизмерительных операций с применением
специального диагностического оборудования,
программного обеспечения и специальных
приспособлений
Основы электротехники
Взаимосвязь между материалом, сечением
проводника и предельно допустимым током через
него
Электрическая совместимость проводников,
выполненных из разных материалов
Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1. Учебный план
Учебный план по профессии 23.01.01 Оператор транспортного терминала
определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов
учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии 23.01.01 Оператор транспортного терминала представлен в приложении
1.
21

22

5.2. Календарный учебный график
Календарный учебный график определяет периоды осуществления всех видов учебной деятельности: теоретическое обучение,
учебная и производственная практика, промежуточная аттестация, государственная итоговая аттестация и каникулярное время.

5

17 - 23

24 - 31

3-9

10 - 16

20 - 26

Август

27 июл -2 авг

6 - 12

Июль

13 - 19

29 июн - 5 июл

15 - 21

22 - 28

1-7

8 - 14

18 - 24

Июнь

25 - 31

4 - 10

Май

11 - 17

20 - 26

27 апр - 3 май

6 - 12

Апрель

13 - 19

30 мар - 5 апр

16 - 22

23 - 29

2-8

Март

9 - 15

16 - 22

23 фев - 1 мар

2-8

Февраль

9 - 15

19 - 25

26 янв - 1 фев

5 - 11

Январь

12 - 18

29 дек - 4 янв

15 - 21

22 - 28

1-7

8 - 14

17 - 23

8

Декабрь

24 - 30

7

3-9

6

10 - 16

4

20 - 26

3

Ноябрь

27 окт - 2 ноя

2

6 - 12

15 - 21

22 - 28

1

Октябрь

13 - 19

1-7

Курс

8 - 14

Сентябрь

29 сен - 5 окт

1 Календарный учебный график

9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

А

К К

I

А

К К К К К К К К К

А
А

Т Т Т

II

А

К К

Т Т Т Т

А

А
А

И * * * * * * * * *

А

А

А

Обучение по дисциплинам и междисциплинарным курсам

У

Учебная практика

П

Подготовка к государственной итоговой аттестации

А

Промежуточная аттестация

Т

Производственная практика (по профилю специальности)

И

Государственная итоговая аттестация

К

Каникулы

С

Производственная практика (преддипломная)

*

Неделя отсутствует

Обозначения:

2 Сводные данные по бюджету времени
Обучение по дисциплинам и междисциплинарным курсам

Промежуточная аттестация

Учебная практика

Курс

I
II
Всего

Всего

1 сем

нед.

40 1/3
25 5/6
66 1/6

2 сем

Всего

1 сем

2 сем

Всего

1 сем

2 сем

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

24
18 1/2
42 1/2

16 1/3
7 1/3
23 2/3

2/3
1 1/6
1 5/6

1/2
1/2

2/3
2/3
1 1/3

6
6

2
2

4
4

Практики
Производственная
практика (по профилю
специальности)
Всего
1 сем 2 сем
нед.

7
7

нед.

3
3

нед.

4
4

ГИА
Производственная
практика
(преддипломная)
Всего
1 сем 2 сем
нед.

нед.

нед.

Подготовка

Проведение

Каникулы

нед.

нед.

нед.

нед.

1
1

11
2
13

52
43
95

Всего
Студентов

Групп

23

5.3. Рабочая программа воспитания
5.3.1. Цель и задачи воспитания, обучающихся при освоении ими образовательной
программы:
Цель рабочей программы воспитания – создание организационно-педагогических
условий для формирования личностных результатов обучающихся, проявляющихся
в развитии их позитивных чувств и отношений к российским гражданским (базовым,
общенациональным) нормам и ценностям, закреплённым в Конституции Российской
Федерации, с учетом традиций и культуры субъекта Российской Федерации, деловых
качеств специалистов среднего звена, определенных отраслевыми требованиями
(корпоративной культурой).
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего равные
условия для развития обучающихся профессиональной образовательной организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся
в общественно-ценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающихся профессиональной образовательной организации
общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого
развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса
воспитания.
5.3.2. Рабочая программа воспитания представлена в приложении 4
5.4. Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 4.
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
ГАПОУ ЛО «ВТАЛК» осуществляет образовательную деятельность по реализации
образовательной программы среднего профессионального образования по профессии
23.01.01 Оператор транспортного терминала в соответствии с действующими
санитарными нормами и правилами.
Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя
общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебнометодическому обеспечению, к организации воспитания обучающихся, кадровым и
финансовым условиям реализации образовательной программы:
6.1. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы:
Техникум располагает на праве собственности и ином законном основании
материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной
деятельности обучающихся, включая проведение демонстрационного экзамена,
предусмотренных учебным планом, с учетом ПОП;
При использовании сетевой формы требования к реализации образовательной
программы обеспечиваются совокупностью ресурсов материально-технического и учебнометодического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в
реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.
6.2. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы
6.2.1. Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для
проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том
числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной
24

аттестации, а также помещения для самостоятельной и воспитательной работы,
мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами
обучения и материалами.
Перечень специальных помещений
Кабинеты:
Электротехники
Охраны труда и безопасности жизнедеятельности
Устройства автомобилей
Правил безопасности дорожного движения
Лаборатории:
Диагностики электрических и электронных систем автомобиля
Ремонта двигателей
Ремонта трансмиссий, ходовой части и механизмов управления
Мастерские:
Слесарная
Сварочная
Мастерская по ремонту и обслуживанию автомобилей с участками (или постами):
- мойки и приемки автомобилей
- слесарно-механическим
- диагностическим
- кузовным
- окрасочным
- агрегатным
Тренажеры, тренажерные комплексы по вождению автомобиля
Спортивный комплекс:
спортивный зал; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы
препятствий; стрелковый тир (в любой модификации) или место для стрельбы.
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в интернет
Актовый зал
6.2.2.1. Оснащение кабинетов
Кабинет «Электротехники»
-

посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
учебно-методические материалы по дисциплине
демонстрационные учебно-наглядные пособия

Техническое оснащение:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
и
свободно распространяемым программным обеспечением, в том числе
отечественного производства;
-

мультимедийный проектор.

Кабинет «Охраны труда и безопасности жизнедеятельности»
-

посадочные места по количеству обучающихся;
25

-

рабочее место преподавателя;
учебно-методические материалы по дисциплине
демонстрационные учебно-наглядные пособия
Техническое оснащение:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
и
свободно распространяемым программным обеспечением, в том числе
отечественного производства;
-

мультимедийный проектор.

Кабинет «Материаловедение»
-

посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
учебно-методические материалы по дисциплине
демонстрационные учебно-наглядные пособия
Техническое оснащение:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
и
свободно распространяемым программным обеспечением, в том числе
отечественного производства;
-

мультимедийный проектор.

Кабинет «Устройство автомобилей»
-

посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
учебно-методические материалы по дисциплине
демонстрационные учебно-наглядные пособия
Техническое оснащение:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
и
свободно распространяемым программным обеспечением, в том числе
отечественного производства;
-

мультимедийный проектор.

Кабинет «Правил безопасности дорожного движения»
-

посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
учебно-методические материалы по дисциплине
демонстрационные учебно-наглядные пособия
Техническое оснащение:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
и
свободно распространяемым программным обеспечением, в том числе
отечественного производства;
-

тренажер

-

мультимедийный проектор.

6.2.2.2 Оснащение помещений, задействованных при организации самостоятельной
и воспитательной работы
Кабинет «Библиотека»
-

места посадочные;
26

-

столы;

-

стенды;

компьютер с лицензионным программным обеспечением и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного
производства;
-

принтер;

-

сеть интернет.

Спортивный зал
-

волейбольная площадка
баскетбольная площадка
гимнастическое оборудование
канат подвесной
мат гимнастический
мячи
скамейки гимнастические
брусья гимнастические
тренажерный зал;
теннисный стол;
стенд.

6.2.2.3. Оснащение лабораторий
Лаборатория диагностики электрических и электронных систем автомобиля
•
рабочее место преподавателя,
•
рабочие места обучающихся,
•
комплект деталей электрооборудования автомобилей и световой
сигнализации,
•
приборы, инструменты и приспособления,
•
демонстрационные комплексы «Электрооборудование автомобилей»,
•
плакаты по темам лабораторно-практических занятий,
•
стенд «Диагностика электрических систем автомобиля»,
•
стенд «Диагностика электронных систем автомобиля»,
•
осциллограф,
•
мультиметр,
•
комплект расходных материалов.
Лаборатория ремонта двигателей
•
рабочее место преподавателя,
•
рабочие места обучающихся,
•
мультимедийная система (экспозиционный экран, мультимедийный
проектор, акустическая система, принтер, сканер, компьютер с лицензионным
программным обеспечением общего и профессионального назначения),
•
двигатели внутреннего сгорания,
•
стенд для позиционной работы с двигателем,
•
наборы слесарных инструментов,
•
набор контрольно-измерительного инструмента.
27

Лаборатория ремонта трансмиссий, ходовой части и механизмов управления
•
•
•
•
•
•

верстаки с тисками (по количеству рабочих мест),
стеллажи,
стенды для позиционной работы с агрегатами,
агрегаты и механизмы шасси автомобиля,
наборы слесарных и измерительных инструментов,
макеты агрегатов автомобиля в разрезе.

6.2.2.4. Оснащение мастерских
Мастерские:
Слесарная
•
верстаки с тисками (по количеству рабочих мест),
•
наборы слесарного инструмента,
•
наборы измерительных инструментов,
•
расходные материалы,
•
отрезной инструмент,
•
станки: сверлильный, заточной
Сварочная
•
верстак металлический,
•
экраны защитные,
•
щетка металлическая,
•
набор напильников,
•
станок заточной,
•
шлифовальный инструмент,
•
отрезной инструмент,
•
тумба инструментальная,
•
сварочное оборудование (сварочные аппараты),
•
расходные материалы,
•
вытяжка местная,
•
комплекты средств индивидуальной защиты,
•
огнетушители
По ремонту и обслуживанию автомобилей с участками (или постами):
- мойка
•
расходные материалы для мойки автомобилей (шампунь для бесконтактной
мойки автомобилей, средство для удаления жировых и битумных пятен, средство для
мытья стекол, полироль для интерьера автомобиля),
•
микрофибра,
•
пылесос,
•
водосгон,
•
моечный аппарат высокого давления с пеногенератором
- слесарно-механический
•
подъемник,
•
оборудование для замены эксплуатационных жидкостей (бочка для слива и
откачки масла, аппарат для замены тормозной жидкости, масляный нагнетатель),
•
трансмиссионная стойка,
•
инструментальная
тележка
с
набором
инструмента
(гайковерт
пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор
28

отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток,
плоскогубцы, кусачки),
•
переносная лампа,
•
приточно-вытяжная вентиляция,
•
вытяжка для отработавших газов,
•
комплект демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений (набор
приспособлений для вдавливания тормозных суппортов, съемник универсальный,
съемник масляных фильтров, струбцина для стяжки пружин),
•
набор контрольно-измерительного инструмента; (прибор для регулировки
света фар, компрессометр, прибор для измерения давления масла, прибор для измерения
давления в топливной системе, штангенциркуль, микрометр, нутромер, набор щупов),
•
верстаки с тисками,
•
стенд для регулировки углов установки колес,
•
пневмолиния (шланги с быстросъемным соединением),
•
компрессор,
•
подкатной домкрат
- диагностический
•
подъемник,
•
диагностическое оборудование (система компьютерной диагностики с
необходимым программным обеспечением; сканер, диагностическая стойка, мультиметр,
осциллограф, компрессометр, люфтомер, эндоскоп, стетоскоп, газоанализатор, пускозарядное устройство, вилка нагрузочная, лампа ультрафиолетовая, аппарат для заправки и
проверки давления системы кондиционера, термометр),
•
инструментальная
тележка
с
набором
инструмента
(гайковерт
пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор
отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток,
плоскогубцы, кусачки),
- кузовной
•
стапель,
•
тумба инструментальная (гайковерт пневматический, набор торцевых
головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников,
динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки),
•
набор инструмента для разборки деталей интерьера,
•
набор инструмента для демонтажа и вклейки вклеиваемых стекол,
•
сварочное оборудование (сварочный полуавтомат, сварочный инвертор,
экраны защитные, расходные материалы: сварочная проволока, электроды, баллон со
сварочной смесью),
•
отрезной инструмент (пневматическая болгарка, ножовка по металлу,
пневмоотбойник),
•
гидравлические растяжки,
•
измерительная система геометрии кузова (линейка шаблонная,
толщиномер),
•
споттер,
•
набор инструмента для рихтовки (молотки, поддержки, набор монтажных
лопаток, рихтовочные пилы),
•
набор струбцин,
•
набор инструментов для нанесения шпатлевки (шпатели, расходные
материалы: шпатлёвка, отвердитель),
•
шлифовальный инструмент (пневматическая угло-шлифовальная машинка,
эксцентриковая шлифовальная машинка, кузовной рубанок)
- окрасочный
29

•
пост подбора краски (микс-машина, рабочий стол, колор-боксы, весы
электронные),
•
пост подготовки автомобиля к окраске,
•
шлифовальный инструмент ручной и электрический (эксцентриковые
шлифовальные машины, рубанки шлифовальные),
•
краскопульты (краскопульты для нанесения грунтовок, базы и лака),
•
расходные материалы для подготовки и окраски автомобилей (скотч
малярный и контурный, пленка маскировочная, грунтовка, краска, лак, растворитель,
салфетки безворсовые, материал шлифовальный),
•
окрасочная камера
- агрегатный
•
мойка агрегатов,
•
комплект демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений (съемник
универсальный 2/3 лапы, съемник масляных фильтров, приспособление для снятия
клапанов),
•
верстаки с тисками,
•
пресс гидравлический,
•
набор
контрольно-измерительного
инструмента
(штангенциркуль,
микрометр, нутромер, набор щупов),
•
инструментальная
тележка
с
набором
инструмента
(гайковерт
пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор
отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток,
плоскогубцы, кусачки),
•
пневмолиния,
•
пистолет продувочный,
•
стенд для позиционной работы с агрегатами,
•
плита для притирки ГБЦ,
•
масленка,
•
оправки для поршневых колец,
•
переносная лампа,
•
вытяжка местная,
•
приточно-вытяжная вентиляция,
•
поддон для технических жидкостей,
•
стеллажи.
Тренажеры, тренажерные комплексы по вождению автомобиля
Для обучения вождению транспортных средств техникум имеет автодром,
закрытую площадку обучения вождению, которая соответствует требованиям программ
профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих
категорий и подкатегорий, а также парк учебных автомобилей.
6.2.3. Оснащение баз практик
Практика является обязательным разделом программы подготовки по профессии
23.01.01 Оператор транспортного терминала. Она представляет собой вид учебной
деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических
навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с
будущей профессиональной деятельностью. При реализации программы подготовки по
профессии 23.01.01 Оператор транспортного терминала предусматриваются следующие
виды практик: учебная и производственная.
Базы практик обеспечивают прохождение практики всеми обучающимися в
соответствии с учебным планом.
30

Учебная практика реализуется в мастерских техникума и имеет в наличии
оборудование, инструменты, расходные материалы, обеспечивающие выполнение всех
видов работ, определенных содержанием программ профессиональных модулей, в том
числе оборудования и инструменты, используемые при проведении чемпионатов
профессионального мастерства и указанных в инфраструктурных листах конкурсной
документации по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей»,
«Кузовной ремонт», «Автопокраска», «Обслуживание грузовой техники» конкурсного
движения «Молодые профессионалы» (или их аналогов).
Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности
которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Места производственной
практики обеспечивают выполнение видов профессиональной деятельности,
предусмотренных программой, с использованием современных технологий, материалов и
оборудования под руководством высококвалифицированных специалистов-наставников.
Оборудование и техническое оснащение рабочих мест производственной практики на
предприятиях соответствует содержанию деятельности, направленной на формирование,
закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения
определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Для демонстрационных экзаменов по модулям рабочие места оснащены, исходя из
выбранной техникумом технологии их проведения и содержания заданий.
Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы
6.3.1. Библиотечный фонд техникума укомплектован печатными изданиями и (или)
электронными изданиями по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и по
каждому профессиональному модулю профессионального цикла из расчета одно печатное
издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного
обучающегося. Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями и (или)
электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, вышедшими
за последние 5 лет.
В качестве основной литературы использованы учебники, учебные пособия,
предусмотренные ПОП.
При наличии электронной информационно-образовательной среды допускается
замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа
не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной
библиотеке).
Обучающимся обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае
применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к
современным профессиональным базам данных и информационным справочным
системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и
подлежит обновлению (при необходимости).
Образовательная программа обеспечена учебно-методической документацией по
всем учебным дисциплинам (модулям).
6.3.2. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными
при необходимости для обучения указанных обучающихся.
6.3.3. Перечень необходимого комплекта лицензионного и свободно
распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства.

31

Программное обеспечение

Тип лицензии

Windows 10

Платная бессрочная

Windows Server 2008

Платная бессрочная

LibreOffice

Бесплатная бессрочная

Windows 10 Pro

Платная бессрочная

Microsoft Word OpenOffice

Платная бессрочная

Dr.Web Антивирус

Платная ежегодная

7 zip

Бесплатная бессрочная

6.3.4 Минимально необходимый для реализации образовательной программы СПО
перечень материально-технического обеспечения и перечень необходимого комплекта
лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения представлен в
Приложении 3.
6.4. Требования к практической подготовке обучающихся
6.4.1. Практическая подготовка при реализации образовательной программы
среднего профессионального образования по профессии 23.01.01 Оператор транспортного
терминала направлена на совершенствование модели практико-ориентированного
обучения, усиление роли работодателей при подготовке специалистов среднего звена
путем расширения компонентов (частей) образовательных программ, предусматривающих
моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной
деятельностью, а также обеспечения условий для получения обучающимися практических
навыков и компетенций, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями
к квалификациям специалистов, рабочих
6.4.2. Техникумом спроектирована реализация образовательной программы и ее
отдельных частей (учебная и производственная практика) в форме практической
подготовки с учетом требований ФГОС СПО и специфики получаемой профессии.
6.4.3. Образовательная деятельность в форме практической подготовки:
- реализуется при проведении всех видов практики;
- предусматривает
демонстрацию
практических
навыков,
выполнение,
моделирование обучающимися определенных видов работ для решения практических
задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью в условиях, приближенных
к реальным производственным.
6.4.4. Образовательная деятельность в форме практической подготовки
организована на всех курсах обучения, охватывая профессиональные модули, все виды
практики, предусмотренные учебным планом образовательной программы среднего
профессионального образования по профессии 23.01.01 Оператор транспортного
терминала.
6.4.5. Практическая подготовка организуется в учебных, учебно-производственных
лабораториях, мастерских, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных
базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации, а
также в специально оборудованных помещениях (рабочих местах) профильных
организаций на основании договора о практической подготовке обучающихся,
заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией,

32

осуществляющей
программы.

деятельность

по

профилю

соответствующей

образовательной

6.4.6. Результаты освоения образовательной программы (ее отдельных частей)
оцениваются в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации,
организованных в форме демонстрационного экзамена.
6.5. Требования к организации воспитания обучающихся
6.5.1. Воспитание обучающихся при освоении ими основной образовательной
программы по профессии 23.01.01 Оператор транспортного терминала осуществляется на
основе включаемых в настоящую образовательную программу рабочей программы
воспитания и календарного плана воспитательной работы (приложение 4).
6.5.2. Рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы
техникум
разрабатывает
и
утверждает
самостоятельно
с
учетом
примерных рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
6.5.3. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы принимают участие советы обучающихся, советы родителей,
представители работодателей и (или) их объединений (при их наличии).
6.6. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.6.1. Реализация образовательной программы обеспечивается руководящими и
педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами,
привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданскоправового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций,
направление деятельности которых соответствует области профессиональной
деятельности, указанного в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО по профессии 23.01.01
Оператор транспортного терминала (имеющих стаж работы в данной профессиональной
области не менее 3 лет).
6.6.2. Квалификация педагогических работников ГАПОУ ЛО «ВТАЛК» отвечает
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной
программы, получают дополнительное профессиональное образование по программам
повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях направление
деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, не реже 1
раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям
ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих
опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности, в общем числе педагогических
работников, реализующих образовательную программу, не менее 25 процентов.
6.7. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы
6.7.1. Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг
по реализации образовательной программы
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы осуществляются в соответствии с Методикой определения
нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных
программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и
укрупненным группам профессий (специальностей), утверждаемые Минпросвещения
России ежегодно.
33

Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования по
реализации образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда
преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня
средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную
(преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики».
Раздел 7. Формы аттестации, оценка результатов освоения образовательной
программы по профессии 23.01.01 Оператор транспортного терминала
7.1. Формы аттестации. Контроль и оценка освоения образовательной программы
обучающихся
Освоение образовательной программы среднего профессионального образования
по профессии 23.01.01 Оператор транспортного терминала, сопровождается текущим
контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся.
Текущий контроль знаний и промежуточная аттестация осуществляются в рамках
освоения учебных циклов и проводится по результатам освоения программ учебных
дисциплин и профессиональных модулей. Формы и процедуры текущего контроля знаний,
промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю
разрабатываются техникумом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в
течение первых двух месяцев от начала обучения. Текущий контроль проводится
преподавателем в процессе обучения. Для текущего контроля и промежуточной
аттестации создаются фонды оценочных средств (ФОС).
Формы проведения текущего контроля определяются преподавателем
самостоятельно, фиксируются в рабочей программе дисциплины, модуля, учебной и
производственной практик.
Промежуточная аттестация проводится после окончания каждой учебной
дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля и практики.
Формы промежуточной аттестации:
- контрольная работа (в учебном плане обозначен в графе «Другие»)
- защита индивидуального проекта,
- дифференцированный зачет
- комплексный дифференцированный зачет
- экзамен
- экзамен по модулю
- квалификационный экзамен
Конкретные формы проведения промежуточной аттестации определяются
преподавателем, согласовываются с методическим объединением, фиксируются в
учебном плане и рабочей программе соответствующего предмета, дисциплины, МДК и
ПМ и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала
обучения.
Экзамены проводятся за счет времени, выделяемого ФГОС СПО на
промежуточную аттестацию, дифференцированные зачеты – за счет учебного времени,
выделяемого на изучение соответствующей учебной дисциплины.
Экзамен по модулю проводится после завершения освоения программы
профессионального модуля и представляет собой форму независимой оценки результатов
обучения с участием работодателей. Условием допуска к экзамену (квалификационному)
34

является
успешное
освоение
обучающимися
всех
элементов
программы
профессионального модуля – МДК, учебной и производственной практик.
Квалификационный экзамен проводится после освоения основной программы
профессионального обучения по профессии рабочего, должности служащего, и по
результатам обучающийся получает свидетельство о профессии рабочего, должности
служащего.
Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации обучающихся не
превышает 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов - 10. В указанное количество
не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным учебным курсам,
дисциплинам (модулям).
Правила участия и контролирующие мероприятия и критерии оценивания
достижений, обучающихся определяются Положением о формах, периодичности и
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Раздел 8. Формирование оценочных материалов для проведения
государственной итоговой аттестации
8.1. Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной и
проводится по завершении всего курса обучения по направлению подготовки. В ходе ГИА
оценивается степень соответствия сформированных компетенций выпускников
требованиям ФГОС СПО по профессии 23.01.01 Оператор транспортного терминала.
8.2. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной
квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и
письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики
выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких
профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна
предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего,
предусмотренного ФГОС СПО.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации
квалифицированного рабочего, служащего:
Водитель погрузчика - водитель электро- и автотележки
8.3. Обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме
выполнившие учебный план проходят государственную итоговую аттестацию.
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по
образовательным программам среднего профессионального образования, выдается
диплом о среднем профессиональном образовании, подтверждающий получение среднего
профессионального образования и квалификацию по соответствующей профессии
среднего профессионального образования.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой
аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть
образовательной программы среднего профессионального образования и (или)
отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о
периоде обучения по, установленному образцу.
8.4. Оценочные материалы для государственной итоговой аттестации в форме
демонстрационного экзамена разрабатываются и доводятся до сведения обучающихся в
35

соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации
образовательным программам среднего профессионального образования.

по

8.5. Государственная итоговая аттестация осуществляется в соответствии с
Порядком проведения ГИА.
Государственная итоговая аттестация обучающихся проводится в следующей
форме:
защита выпускной квалификационной работы (выпускная
квалификационная работа и письменная экзаменационная работа).

практическая

Приложения:

Приложение 1 УП КУГ 23.01.01 Оператор транспортного терминала
Приложение 2 РП 23.01.01 Оператор транспортного терминала
Приложение 3 МТО 23.01.01 Оператор транспортного терминала
Приложение 4 Рабочая программа воспитания и примерный календарный план
воспитательной работы 23.01.01 Оператор транспортного терминала

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».