ОУД.13. «ЭКОЛОГИЯ»
1. Цель дисциплины: дать обучающимся базовые знания, навыки, терминологию, Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:
-получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественно-научной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
-овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
-воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
-использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.
2. Место дисциплины в структуре ППКРС:
Учебная дисциплина «Экология» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППКРС СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины «Экология» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
-устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
-готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
-объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
-умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
-готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
-умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
-умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
метапредметных:
-овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
-применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
-умение использовать различные источники для получения сведений эко- логической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
предметных:
-сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»;
-сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
-владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
-владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
-сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
-сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
4. Общая трудоемкость дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов;
формы контроля – накопительная система оценок;
форма аттестации – дифференцированный зачёт.