Программа по подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 18.01.33 "Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям)"

Уровень образования

Среднее профессиональное образование

Описание образовательной программы

1. Общие положения

1.1. Настоящая основная образовательная программа по программе среднего профессионального образования – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 18.01.33  Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям) (далее – ООП,) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по   отраслям) утвержденного приказом Министерства образования и науки от 09.12.2016 №1571 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26.12.2016 , регистрационный №4493 (далее – ФГОС СПО).

ООП определяет объем и содержание среднего профессионального образования по профессии 18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям) планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности.

ООП разработана для реализации образовательной программы на базе среднего общего образования.

Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается государственным автономным профессиональным образовательным учреждением Ленинградской области «Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса» (далее - ГАПОУ ЛО «ВТАЛК») на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии и настоящей ООП.

1.2. Нормативные основания для разработки ООП:

-             Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-             Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»;

-             Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2016 № 1571 (ред. от 17.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26.12.2016, регистрационный № 44939);

-             Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 (ред. от 28.08.2020) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200) (далее – Порядок организации образовательной деятельности);

-             Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480);

-             Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968 (ред. от 10.11.2020) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный № 30306);

-             Приказ Минобрнауки России N 885, Минпросвещения России N 390 от 05.08.2020 (ред. от 18.11.2020) "О практической подготовке обучающихся" (вместе с "Положением о практической подготовке обучающихся") (Зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2020 N 59778);

-             Профессиональный стандарт «Специалист по химическому анализу воды в системах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 сентября 2015 г.

№ 640н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2015 г., регистрационный № 39084);

-             Профессиональный стандарт «Химик-технолог в автомобилестроении», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 октября 2014 г. № 689н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 октября 2014 г., регистрационный № 34544);

 -      Требования, предъявляемые к участникам международных конкурсов WorldSkills Russia / WorldSkills International по компетенции «Лабораторный химический анализ»;

Локальные акты:

-                   Устав государственного автономного профессионального образовательного учреждения Ленинградской области «Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса»; утвержденный приказом от 09.12.2013 г., № 2892-р, (изменения от 22.12.2015 г., № 3211-р);

-                    Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГАПОУ ЛО «ВТАЛК», утверждённое приказом от 07.04.2016 г., № 19;

-                   Положение о практической подготовке обучающихся, утверждённое приказом от 27.01.2021 г., № 18;

-                    Положение об организации и проведении итоговой государственной аттестации выпускников ГАПОУ ЛО «ВТАЛК», утверждённое приказом от 10.03.2016 г., № 18 (изменения, приказ № 17 от 14.02.2018г);

 

 1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ООП:

ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ООП –основная образовательная программа;

МДК – междисциплинарный курс

ПМ – профессиональный модуль

ОК общие компетенции;

ПК – профессиональные компетенции.

 

 

Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям)

Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы:

лаборант химического анализа « пробоотборщик.

Форма обучения: очная.

Объем образовательной программы, реализуемой на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования: 4428 академических часов.

Сроки получения среднего профессионального образования по образовательной программе, реализуемой на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования 2 года 10 месяцев.

 

Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника

3.1. Область профессиональной деятельности выпускников: рыбоводство и рыболовство; строительство и жилищно-коммунальное хозяйство; автомобилестроение.

3.2. Соответствие ПМ сочетанию квалификаций, указанных во ФГОС СПО.

 

Наименование ПМ

профессия

лаборант химического анализа « пробоотборщик

Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности

осваивается

Проведение химических и физико-химических анализов

осваивается

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Результаты освоения образовательной программы

4.1. Общие компетенции

Код компетенции

Формулировка компетенции

Индикаторы достижения компетенции (для планирования результатов обучения по элементам образовательной программы и соответствующих оценочных средств)

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

составить план действия; определить необходимые ресурсы;

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).

Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте.

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности.

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Умения: определять задачи поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

Знания номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; способы оформления результатов поиска информации

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; выстраивать траектории профессионального и личностного развития

Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

Знания: психология коллектива; психология личности; основы проектной деятельности

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Умения: компетентно излагать свои мысли на государственном языке; грамотно оформлять документы.

Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов.

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

     

Умения: понимать социальные проблемы, сущность явлений, происходящих в обществе; проявлять навыки толерантного поведения; проявлять навыки формирования позитивных жизненных ориентиров и планов; выражать и отстаивать свое мнение.

Знания: сущность гражданско-патриотической позиции;

общечеловеческие ценности;

правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности; конституционные права и обязанности гражданина России.

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии.

Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения.

ОК 08

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности.

Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии.

Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии; средства профилактики перенапряжения.

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение

Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности.

ОК 10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности

ОК 11

Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; разрабатывать бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитованияХочу такой сайт

Знание: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты

 

 

4.2. Профессиональные компетенции

Основные виды

деятельности

Код и формулировка

Компетенции

Индикаторы достижения компетенции

Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности

ПК 1.1 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений и испытательного оборудования для проведения анализа.

Практический опыт: подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений и испытательного оборудования в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда;

безопасная организация труда в условиях производства.

Умения: организовывать рабочее место в соответствии с требованиями нормативных документов и правилами охраны труда;

вести документацию в химической лаборатории;

подготавливать оборудование (приборы, аппаратуру) и другие средства измерения к проведению экспериментов;

осуществлять проверку и простую регулировку лабораторного оборудования, согласно разработанным инструкциям и другой документации;

использовать оборудование и другие средства измерения строго в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;

соблюдать безопасность при работе с лабораторной посудой и приборами;

соблюдать правила хранения, использования и утилизации химических реактивов;

использовать средства индивидуальной защиты;

использовать средства коллективной защиты;

соблюдать правила пожарной безопасности;

соблюдать правила электробезопасности;

оказывать первую доврачебную помощь при несчастных случаях;

соблюдать правила охраны труда при работе с агрессивными средами.

Знания: Правила охраны труда при работе в химической лаборатории;

требования, предъявляемые к химическим лабораториям;

правила ведения записей в лабораторных журналах;

правила обслуживания лабораторного оборудования, аппаратуры и контрольно-измерительных приборов;

правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты;

правила хранения, использования, утилизации химических реактивов;

правила оказания первой доврачебной помощи;

правила охраны труда при работе с лабораторной посудой и оборудованием;

правила охраны труда при работе с агрессивными средами и легковоспламеняющимися жидкостями;

виды инструктажей;

ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

ПК 1.2 Подготавливать пробы (жидкие, твердые, газообразные) и растворы заданной концентрации к проведению анализа в соответствии с правилами работы с химическими веществами и материалами.

Практический опыт: Подготовка проб (жидкие, твердые, газообразные) и растворов заданной концентрации к проведению анализа в соответствии с правилами работы с химическими веществами и материалами.

Умения: проводить отбор проб и образцов для проведения анализа;

работать с химическими веществами с соблюдением техники безопасности и экологической безопасности;

готовить химические реактивы;

проводить очистку химических реактивов различными способами;

использовать химическую посуду общего и специального назначения;

использовать мерную посуду и проводить ее калибровку;

осуществлять мытье и сушку химической посуды различными способами.

 

Знания: классификации химических реактивов;

правила использования химических реактивов;

посуда общего и специального назначения;

правила мытья и сушки химической посуды;

правила использования мерной посуды и ее калибровки по ГОСТ 25794.1-83. «Реактивы. Методы приготовления титрованных растворов для кислотно-основного титрования»

ПК 1.3 Контролировать необходимые параметры на соответствие требованиям.

Практический опыт: проведение основных приемов и операций в химической лаборатории.

Умения: осуществлять работу на аналитических и технохимических весах;

применять приемы разделения веществ и ионов;

проводить весовые определения;

проводить расчеты для приготовления растворов различных концентраций;

осуществлять приготовление и стандартизацию растворов различной концентрации;

определять плотность растворов кислот и щелочей;

проводить отбор проб жидких, твердых и газообразных веществ;

проводить пробоподготовку анализируемых объектов;

проводить контроль точности испытаний.

Знания: основные приемы работы на аналитических и технических весах;

приемы разделения веществ и ионов;

способы выражения концентрации растворов;

нормативные документы, используемые для приготовления растворов;

правила приготовления и стандартизации растворов;

нормативные документы, регламентирующих отбор проб;

правила отбора проб жидких, газообразных и твердых веществ;

этапы пробоподготовки;

правила определения погрешности результата анализа.

Проведение химических и физико-химических анализов

 

ПК 4.1 Проводить химический и физико-химический анализ в соответствии со стандартными и нестандартными методиками, техническими требованиями и требованиями охраны труда.

Практический опыт: проведение химических и физико-химических анализов в соответствии со стандартными и нестандартными методиками;

Умения: осуществлять подготовительные работы для проведения химического и физико-химического анализа;

осуществлять наладку лабораторного оборудования для проведения химического и физико-химического анализа;

собирать лабораторные установки по имеющимся схемам под руководством лаборанта более высокой квалификации;

наблюдать за работой лабораторной установки и снимать ее показания;

осуществлять химический и физико-химический анализ;

проводить сравнительный анализ качества продукции в соответствии со стандартными образцами состава.

Знания: назначение, классификацию, требования к химико-аналитическим лабораториям;

классификацию и характеристики химических и физико-химических методов анализа;

основы выбора методики проведения анализа;

нормативную документацию на выполнение анализа химическими и физико-химическими методами;

государственные стандарты на выполняемые анализы, химическими и физико- химическими методами и товарные продукты по обслуживаемому участку;

свойства применяемых реактивов и предъявляемые к ним требования;

основные лабораторные операции; технологию проведения качественного и количественного анализа веществ химическими и физико-химическими методами;

правила эксплуатации приборов и установок.

 

ПК 4.2 Проводить оценку и контроль выполнения химического и физико-химического анализа.

Практический опыт: проведение оценки и контроля выполнения химических и физико-химических анализов.

Умения: проводить статистическую оценку получаемых результатов и оценку основных метрологических характеристик;

осуществлять контроль стабильности градуировочных характеристик;

осуществлять контроль сходимости и воспроизводимости результатов анализа;

осуществлять  построение контрольных карт.

Знания: методик контроля качества анализов;

показатели качества продукции;

методов статистической обработки результатов анализа;

правила калибровки мерной посуды и приборов;

правила построения градуировочных характеристик;

правила построения контрольных карт.

Гр. 340 ОПОП с приложениями Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям) Документ подписан электронной подписью Серийный номер 244255665850809741289056438463350536643496426826 Директор/Заведующий Шишкин Николай Александрович Дата подписания документа 04.10.2024 11:20:33 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
ООП 18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям) Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575787 Директор/Заведующий Шишкин Николай Александрович Дата подписания документа 14.03.2022 17:06:37 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».