Программа по подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 18.01.33 "Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям)"
Уровень образования
Описание образовательной программы
1.
Общие положения
1.1. Настоящая
основная образовательная программа по программе среднего профессионального
образования – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по
профессии 18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов,
промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям) (далее – ООП,) разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
по профессии 18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья,
реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по
отраслям)
утвержденного приказом Министерства
образования и науки от 09.12.2016 №1571 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 26.12.2016 , регистрационный №4493 (далее – ФГОС СПО).
ООП определяет
объем и содержание среднего профессионального образования по профессии 18.01.33
Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов,
готовой продукции, отходов производства (по отраслям) планируемые результаты освоения образовательной программы, условия
образовательной деятельности.
ООП разработана
для реализации образовательной программы на базе среднего общего образования.
Образовательная
программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается государственным
автономным профессиональным образовательным учреждением Ленинградской области
«Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса» (далее - ГАПОУ ЛО
«ВТАЛК») на основе требований федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии
и настоящей ООП.
1.2. Нормативные основания для
разработки ООП:
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014
г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных
программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных
образовательных программ»;
-
Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 (ред. от 28.08.2020) «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г.,
регистрационный № 29200) (далее – Порядок организации образовательной
деятельности);
-
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N
413 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано
в Минюсте России 07.06.2012 N 24480);
-
Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968 (ред. от 10.11.2020) «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный №
30306);
-
Приказ Минобрнауки России N 885,
Минпросвещения России N 390 от 05.08.2020 (ред. от 18.11.2020) "О
практической подготовке обучающихся" (вместе с "Положением о
практической подготовке обучающихся") (Зарегистрировано в Минюсте России
11.09.2020 N 59778);
-
Профессиональный стандарт «Специалист по
химическому анализу воды в системах водоснабжения, водоотведения,
теплоснабжения», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 15 сентября 2015 г.
№ 640н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1
октября 2015 г., регистрационный № 39084);
-
Профессиональный стандарт «Химик-технолог в
автомобилестроении», утвержденный приказом Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 10 октября 2014 г. № 689н (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 31 октября 2014 г., регистрационный
№ 34544);
-
Требования, предъявляемые к участникам международных конкурсов
WorldSkills Russia / WorldSkills International по компетенции «Лабораторный
химический анализ»;
Локальные
акты:
-
Устав
государственного автономного профессионального образовательного учреждения
Ленинградской области «Выборгский техникум агропромышленного и лесного
комплекса»; утвержденный приказом от 09.12.2013 г., № 2892-р, (изменения от
22.12.2015 г., № 3211-р);
-
Положение о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГАПОУ ЛО «ВТАЛК»,
утверждённое приказом от 07.04.2016 г., № 19;
-
Положение о практической подготовке
обучающихся, утверждённое приказом от 27.01.2021
г., № 18;
-
Положение об организации и проведении итоговой
государственной аттестации выпускников ГАПОУ ЛО «ВТАЛК», утверждённое приказом
от 10.03.2016 г., № 18 (изменения, приказ № 17 от
14.02.2018г);
1.3.
Перечень сокращений, используемых в тексте ООП:
ФГОС
СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального
образования;
ООП
–основная образовательная программа;
МДК
– междисциплинарный курс
ПМ
– профессиональный модуль
ОК
– общие
компетенции;
ПК
– профессиональные компетенции.
Квалификация, присваиваемая выпускникам
образовательной программы:
лаборант химического анализа « пробоотборщик.
Форма обучения: очная.
Объем
образовательной программы, реализуемой на базе основного общего образования с
одновременным получением среднего общего образования: 4428 академических часов.
Сроки
получения среднего профессионального образования по образовательной программе,
реализуемой на базе основного общего образования с одновременным получением
среднего общего образования 2 года 10 месяцев.
Раздел 3. Характеристика
профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности
выпускников: рыбоводство и рыболовство;
строительство и жилищно-коммунальное хозяйство; автомобилестроение.
3.2. Соответствие ПМ сочетанию квалификаций, указанных во
ФГОС СПО.
Наименование
ПМ |
профессия |
лаборант
химического анализа «
пробоотборщик |
|
Подготовка рабочего места, лабораторных условий,
средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению
анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации,
требованиями охраны труда и экологической безопасности |
осваивается |
Проведение химических и физико-химических анализов |
осваивается |
Раздел 4. Результаты освоения
образовательной программы
4.2. Профессиональные компетенции
Основные виды деятельности |
Код и формулировка Компетенции |
Индикаторы достижения компетенции |
Подготовка рабочего места, лабораторных условий,
средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению
анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации,
требованиями охраны труда и экологической безопасности |
ПК 1.1
Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений и
испытательного оборудования для проведения анализа. |
Практический опыт: подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений и
испытательного оборудования в соответствии с требованиями безопасности и
охраны труда; безопасная
организация труда в условиях производства. |
Умения: организовывать
рабочее место в соответствии с требованиями нормативных документов и правилами
охраны труда; вести
документацию в химической лаборатории; подготавливать
оборудование (приборы, аппаратуру) и другие средства измерения к проведению
экспериментов; осуществлять
проверку и простую регулировку лабораторного оборудования, согласно
разработанным инструкциям и другой документации; использовать
оборудование и другие средства измерения строго в соответствии с инструкциями
заводов-изготовителей; соблюдать
безопасность при работе с лабораторной посудой и приборами; соблюдать
правила хранения, использования и утилизации химических реактивов; использовать
средства индивидуальной защиты; использовать
средства коллективной защиты; соблюдать
правила пожарной безопасности; соблюдать
правила электробезопасности; оказывать
первую доврачебную помощь при несчастных случаях; соблюдать правила охраны труда при работе с
агрессивными средами. |
||
Знания: Правила
охраны труда при работе в химической лаборатории; требования,
предъявляемые к химическим лабораториям; правила
ведения записей в лабораторных журналах; правила
обслуживания лабораторного оборудования, аппаратуры и контрольно-измерительных
приборов; правила
использования средств индивидуальной и коллективной защиты; правила
хранения, использования, утилизации химических реактивов; правила
оказания первой доврачебной помощи; правила
охраны труда при работе с лабораторной посудой и оборудованием; правила
охраны труда при работе с агрессивными средами и легковоспламеняющимися
жидкостями; виды
инструктажей; ПДК вредных
веществ в воздухе рабочей зоны. |
||
ПК 1.2 Подготавливать пробы (жидкие, твердые, газообразные) и растворы
заданной концентрации к проведению анализа в соответствии с правилами работы
с химическими веществами и материалами. |
Практический опыт: Подготовка проб (жидкие, твердые, газообразные) и растворов заданной
концентрации к проведению анализа в соответствии с правилами работы с
химическими веществами и материалами. |
|
Умения: проводить отбор проб и образцов для проведения анализа; работать с химическими веществами с соблюдением техники безопасности и
экологической безопасности; готовить химические реактивы; проводить очистку химических реактивов различными способами; использовать химическую посуду общего и специального назначения; использовать мерную посуду и проводить ее калибровку; осуществлять мытье и сушку химической посуды различными способами. |
||
Знания: классификации химических реактивов; правила использования химических реактивов; посуда общего и специального назначения; правила мытья и сушки химической посуды; правила использования мерной посуды и ее
калибровки по ГОСТ 25794.1-83. «Реактивы. Методы приготовления титрованных
растворов для кислотно-основного титрования» |
||
ПК 1.3
Контролировать необходимые параметры на соответствие требованиям. |
Практический опыт: проведение основных приемов и операций в химической лаборатории. |
|
Умения:
осуществлять работу на аналитических и технохимических весах; применять
приемы разделения веществ и ионов; проводить
весовые определения; проводить
расчеты для приготовления растворов различных концентраций; осуществлять
приготовление и стандартизацию растворов различной концентрации; определять
плотность растворов кислот и щелочей; проводить
отбор проб жидких, твердых и газообразных веществ; проводить
пробоподготовку анализируемых объектов; проводить контроль точности испытаний. |
||
Знания: основные
приемы работы на аналитических и технических весах; приемы
разделения веществ и ионов; способы
выражения концентрации растворов; нормативные
документы, используемые для приготовления растворов; правила
приготовления и стандартизации растворов; нормативные
документы, регламентирующих отбор проб; правила
отбора проб жидких, газообразных и твердых веществ; этапы
пробоподготовки; правила
определения погрешности результата анализа. |
||
Проведение химических и физико-химических
анализов
|
ПК 4.1
Проводить химический и физико-химический анализ в соответствии со
стандартными и нестандартными методиками, техническими требованиями и требованиями
охраны труда. |
Практический опыт: проведение химических и физико-химических анализов в соответствии со
стандартными и нестандартными методиками; |
Умения: осуществлять
подготовительные работы для проведения химического и физико-химического
анализа; осуществлять
наладку лабораторного оборудования для проведения химического и
физико-химического анализа; собирать
лабораторные установки по имеющимся схемам под руководством лаборанта более
высокой квалификации; наблюдать за
работой лабораторной установки и снимать ее показания; осуществлять
химический и физико-химический анализ; проводить
сравнительный анализ качества продукции в соответствии со стандартными
образцами состава. |
||
Знания: назначение, классификацию, требования к
химико-аналитическим лабораториям; классификацию и
характеристики химических и физико-химических методов анализа; основы выбора
методики проведения анализа; нормативную
документацию на выполнение анализа химическими и физико-химическими методами; государственные
стандарты на выполняемые анализы, химическими и физико- химическими методами
и товарные продукты по обслуживаемому участку; свойства
применяемых реактивов и предъявляемые к ним требования; основные
лабораторные операции; технологию проведения качественного и количественного
анализа веществ химическими и физико-химическими методами; правила
эксплуатации приборов и установок. |
||
|
ПК 4.2 Проводить оценку и контроль
выполнения химического и физико-химического анализа. |
Практический опыт: проведение оценки и контроля выполнения химических и
физико-химических анализов. |
Умения: проводить статистическую оценку получаемых результатов и оценку
основных метрологических характеристик; осуществлять контроль стабильности градуировочных характеристик; осуществлять контроль сходимости и воспроизводимости результатов анализа;
осуществлять построение контрольных
карт. |
||
Знания: методик контроля качества анализов; показатели
качества продукции; методов статистической
обработки результатов анализа; правила калибровки мерной посуды и приборов; правила построения градуировочных характеристик; правила построения контрольных карт. |