Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.02 "Защита в чрезвычайных ситуациях"
Уровень образования
Описание образовательной программы
Описание образовательной программы
Общие положения
1.1. Основная профессиональная образовательная программа Основная профессиональная образовательная программа (далее- ОПОП) подготовки специалистов среднего звена Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Ленинградской области «Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса» (далее-ГАПОУ ЛО «ВТАЛК») представляет собой систему документов, разработанную с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 352 от 18.04.2014 года, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации (рег. .№ 32657 от 10 июня 2014 г.), с учетом требований Стандартов WorldSkills Russia, а также с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, реализуемого в пределах ОПОП технического профиля получаемого профессионального образования.
Цель ОПОП – комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности
по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях, формирование общих и
профессиональных компетенций, в соответствии с требованиями ФГОС СПО, а также с
учетом развития личностных качеств обучающихся.
При разработке программы подготовки специалистов среднего звена (далее –
ППССЗ) по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях сформированы требования к результатам ее
освоения в части профессиональных компетенций на основе соответствующих
профессиональных стандартов в соответствии с ФГОС СПО, определено содержание образования по специальности 20.02.02
Защита в чрезвычайных ситуациях, что имеет целью формирование общих и
профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО по специальности
20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях, развитие у обучающихся необходимых
личностных качеств и получение на этой основе квалификации специалиста техник-спасатель:
-
в области воспитания – развитие у студентов личностных
качеств, формирование общекультурных и профессиональных компетенций в
соответствии с требованиями ФГОС СПО по данному направлению;
-
в области обучения - приобретение практико-ориентированных
знаний; ориентация на развитие местного регионального сообщества; формирование
готовности принимать решение и профессионально действовать; формирование
потребности к постоянному развитию и инновационной деятельности в
профессиональной сфере соответствующих профессиональных стандартов в
соответствии с ФГОС.
Освоение основной профессиональной образовательной программы
предусматривает проведение занятий, как на учебно-материальной базе Техникума,
так и на производственных базах организаций, предприятий и учреждений.
ОПОП представляет собой
учебно-методический комплекс, отражающий содержание ППССЗ.
ППССЗ регламентирует цели, планируемые результаты, рекомендованный объем и
содержание среднего профессионального образования по специальности 20.02.02
Защита в чрезвычайных ситуациях, условия и технологии реализации
образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данной
специальности, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение
обучающихся.
При реализации ППССЗ по
специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях применяется электронное
обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с
ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные
образовательные технологии предусматривают возможность приема-передачи
информации в доступных для них формах.
Реализация ОПОП по специальности 20.02.02
Защита в чрезвычайных ситуациях осуществляется Техникумом самостоятельно. В
реализации программы подготовки специалистов среднего звена могут участвовать
медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные
организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения
учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной
деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего
звена, на основании прямых договоров с этими организациями.
ППССЗ реализуется в совместной образовательной, научной, производственной,
общественной и иной деятельности обучающихся и работников Техникума.
Практическое обучение осуществляется на базах организаций - партнёров.
Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся
по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной
деятельности, введены экзамены (квалификационные), на которые в качестве
внештатных экспертов приглашаются отраслевые работодатели. Оценочные материалы
для них разрабатываются в соответствии с требованиями профессиональных
стандартов и в соответствии с заданиями и системой оценки чемпионатов движения
WorldSkillsRussia (при наличии).
Рекомендации по использованию вариативной части образовательной программы
составлены с учетом требований профессиональных стандартов и запроса
работодателей.
Содержание программ профессиональных
модулей и контрольно-оценочные материалы разработаны на основе спецификаций
(при наличии), составленных по каждой профессиональной компетенции.
Определенные в спецификациях результаты обучения в виде действий, требований к
умениям и знаниям включают необходимые требования стандартов WSR.
Задачи программы:
-
оказание методической помощи преподавателями
профессионального цикла в подготовке наиболее одаренных обучающихся к успешному
участию в чемпионатах международного движения WSR;
-
подготовка выпускников к прохождению
процедуры независимой оценки
квалификаций у работодателей.
Государственная итоговая аттестация
проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы (дипломная работа,
дипломный проект) в виде демонстрационного экзамена.
Требования к содержанию, объему и структуре
выпускной квалификационной работы и (или) государственного экзамена Техникум
определяет самостоятельно с учетом рекомендаций ФГОС.
ОПОП включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие
программы учебных дисциплин (модулей), программы учебной практики
(производственного обучения) и производственной практики, согласованные с
работодателями, оценочные и методические материалы, обеспечивающие качественную
подготовку обучающихся.
ОПОП ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных
планов, состава и содержания рабочих программ дисциплин, рабочих программ
профессиональных модулей, программы учебной и производственной практики,
методических материалов, обеспечивающих качество подготовки обучающихся.
При разработке ОПОП учитывались требования регионального рынка труда и
запросы работодателей.
1.2. Нормативные документы для разработки
ОПОП
Нормативно-правовую основу разработки основной
профессиональной образовательной программы) составляют:
-
Федеральный
закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Приказ
Минобрнауки России от 18.04.2014 N 352 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2014 N 32657);
-
Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464
(ред. от 28.08.2020) «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200) (далее – Порядок
организации образовательной деятельности);
-
Приказ
Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N
24480);
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 16 августа 2013 г. № 968 (ред. от 10.11.2020) «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный №
30306)
-
Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 25 октября 2013 г. № 1186 «Об утверждении порядка
заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их
дубликатов»;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.10 2013 г.№1199 «Об
утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального
образования»;
-Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08 2020 г. № 885/390 «Положение
о практической подготовке обучающихся»
- Требования, предъявляемые к
участникам международных конкурсов WorldSkills Russia / WorldSkills
International по компетенции «Спасательные работы»;
Локальные акты:
-
Устав государственного автономного профессионального образовательного
учреждения Ленинградской области «Выборгский техникум агропромышленного и
лесного комплекса»; утвержденный приказом от 09.12.2013 г., № 2892-р,
(изменения от 22.12.2015 г., № 3211-р);
-
Положение о формах, периодичности
и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
ГАПОУ ЛО «ВТАЛК», утверждённое приказом от 07.04.2016 г., № 19;
-
Положение о
практической подготовке обучающихся,
утверждённое приказом от 27.01.2021 г., № 18;
-
Положение об организации и
проведении итоговой государственной аттестации выпускников ГАПОУ ЛО «ВТАЛК»,
утверждённое приказом от 10.03.2016 г., № 18 (изменения, приказ № 17 от 14.02.2018г);
При
составлении учебного плана учитывались:
1.
Письмо
Минобрнауки России от 17.03.2015 N 06-259 «О направлении доработанных
рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования»;
2.
Письмо
Минобрнауки России от 22.04.2015 N 06-443 «О направлении Методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и
реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального
образования»)
Право на реализацию программы подготовки
специалистов среднего звена по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных
ситуациях Техникум осуществляет в соответствии с лицензией на осуществление
образовательной деятельности.
Термины, определения и используемые
сокращения:
В программе используются следующие термины и их определения:
Компетенция – способность применять
знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной
деятельности в определенной области.
Профессиональный модуль – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая
определённую логическую завершённость по отношению к планируемым результатам
подготовки, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в
рамках каждого из основных видов профессиональной деятельности.
Основные виды деятельности – профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной
автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания
основной профессиональной образовательной программы.
Результаты подготовки – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие
соответствующую квалификацию и уровень образования.
Учебный (профессиональный) цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, умений
и формирование компетенций в соответствующей сфере профессиональной
деятельности.
ФГОС СПО – Федеральный
государственный образовательный стандарт среднего профессионального
образования;
ОПОП – основная
профессиональная образовательная программа;
ОГСЭ.00 - общий гуманитарный и
социально-экономический учебный цикл;
ЕН.00 - Математический и общий естественно-
научный цикл;
ОП.00 - Общепрофессиональный
цикл;
ПЦ.00 - Профессиональный цикл
МДК – междисциплинарный
курс
ПМ – профессиональный модуль;
ОК – общая компетенция;
ПК – профессиональная компетенция.
ППССЗ - программа подготовки
специалистов среднего звена
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Программа ППССЗ по специальности
20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях, реализуемая в ГАПОУ ЛО «Выборгский техникум
агропромышленного и лесного комплекса», представляет собой
систему документов, разработанную и
утвержденную Техникумом с учетом требований регионального рынка труда, с учетом требований Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях, утвержденного Приказом Министерства
образования и науки РФ от 18.04.2014 №
352 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 20.02.02
Защита в чрезвычайных ситуациях (Зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2014 N 32657), с учетом запроса
работодателей.
При разработке программы подготовки специалистов среднего звена по
специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях сформированы требования
к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе
соответствующих профессиональных стандартов в соответствии с ФГОС СПО,
определено содержание образования по
специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях, что имеет целью
формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях, развитие у обучающихся
необходимых личностных качеств и получение на этой основе квалификации специалиста
техник-спасатель:
-
в области воспитания – развитие у студентов личностных
качеств, формирование общекультурных и профессиональных компетенций в
соответствии с требованиями ФГОС СПО по данному направлению;
-
в области обучения - приобретение практико-ориентированных
знаний; ориентация на развитие местного регионального сообщества; формирование
готовности принимать решение и профессионально действовать; формирование
потребности к постоянному развитию и инновационной деятельности в
профессиональной сфере, соответствующих профессиональных стандартов в
соответствии с ФГОС.
Целью ОПОП по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях
является реализация требований ФГОС СПО к качеству подготовки «Техника-спасателя"
с учетом запросов работодателей,
потребителей образовательных услуг, востребованности современного рынка труда.
А также формирование общих и профессиональных
компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности, способствующих
творческой активности, общекультурному росту и социальной мобильности:
целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности,
гражданственности, приверженности этическим ценностям, толерантности,
настойчивости в достижении цели.
Задача основной профессиональной образовательной программы: создание учебных
условий для эффективного, современного, отвечающего мировым трендам
развития профессионального образования
и потребностям производства, учебно-воспитательного процесса, отвечающего
запросам в профессиональном и личном
развитии личности обучающегося.
Программа ППССЗ ориентирована на реализацию принципов:
-
приоритет практико-ориентированности в
подготовке выпускника;
-
использование в процессе обучения
качественно новых образовательных и
информационных технологий;
-
ориентация при определении содержания образования
на запросы работодателей и потребителей, развитие местного и регионального
сообщества;
-
формирование потребности обучающихся к
постоянному развитию и инновационной деятельности в профессиональной сфере,
продолжению образования;
-
формирование готовности обучающихся принимать
профессионально грамотные
решения в нестандартных ситуациях.
ППССЗ определяет содержание образования по специальности 20.02.02 Защита в
чрезвычайных ситуациях, имеет целью формирование общих и профессиональных
компетенций в соответствии с ФГОС СПО по специальности 20.02.02 Защита в
чрезвычайных ситуациях, развитие у обучающихся необходимых личностных качеств и
получение на этой основе квалификации специалиста техник-спасатель:
-
в области воспитания – развитие у
студентов личностных качеств, формирование общекультурных и профессиональных
компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данному направлению;
-
в области обучения - приобретение
практико-ориентированных знаний; ориентация на развитие местного регионального
сообщества; формирование готовности принимать решение и профессионально
действовать; формирование потребности к постоянному развитию и инновационной
деятельности в профессиональной сфере.
2.2. Нормативный срок освоения программы
Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования при очной форме получения
образования приведены в таблице:
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ |
Наименование
квалификации базовой
подготовки |
Срок получения СПО по ППССЗ в очной
форме обучения |
основного общего образования |
Техник-спасатель |
3 года 10 месяцев |
Наименование присваиваемых квалификаций (профессий по Общероссийскому
классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов:
-
16781 Пожарный;
-
11442 Водитель автомобиля.
В соответствии со спецификой основной профессиональной образовательной
программы по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях, определён технологический профиль.
Объем и сроки получения среднего профессионального образования по
специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях на базе основного общего
образования с одновременным получением среднего общего образования: 5940 часов
Форма обучения: очная.
Обучение по учебным циклам |
|
123 недели |
4428 |
Учебная практика |
|
17 недель |
612 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
|
8 недель |
288 |
Преддипломная практика |
|
4 недели |
144 |
Промежуточная аттестация |
|
7 недель |
252 |
Государственная итоговая аттестация |
6 недель |
216 |
|
Каникулярное время |
34 недели |
|
|
Итого учебных недель |
199 недель |
5940 |
При разработке ППССЗ учтены требования регионального рынка труда, запросы
потенциальных работодателей и потребителей в области Техносферной безопасности,
по организации и проведению работ по ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций.
В учебном процессе активно используются интерактивные технологии обучения
студентов, такие как технология портфолио, тренинги, кейс-технология, деловые и
имитационные игры и др. Традиционные учебные занятии максимально активизируют
познавательную деятельность обучающихся. В учебном процессе используются
компьютерные презентации учебного материала, проводится контроль знаний
обучающихся с использованием электронных вариантов тестов. Тематика курсовых и
выпускных квалификационных работ определяется совместно с потенциальными
работодателями и направлена на удовлетворение запросов заказчиков.
Трудоемкость ППССЗ включает в себя
освоение обучающимися:
учебных циклов:
-
Общеобразовательный цикл
-
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл (ОГСЭ)
-
Математический и общий естественнонаучный цикл (ЕН)
-
Профессиональный цикл
и разделов:
-
Учебная практика
-
Производственная практика (по профилю специальности)
-
Производственная практика (преддипломная)
-
Промежуточная аттестация
-
Государственная итоговая аттестация
Время, отводимое на все виды деятельности обучающегося по освоению ППССЗ, определено
ФГОС СПО.
По завершению образовательной программы выпускнику выдается диплом государственного образца по специальности
20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.
Прием граждан на обучение по программе подготовки специалистов среднего
звена по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях осуществляется
по правилам приёма ГАПОУ ЛО «Выборгский техникум агропромышленного и лесного
комплекса» для лиц, поступающих на базе основного общего образования.
Абитуриент должен иметь:
-
документ об основном общем образовании
установленного образца.
-
медицинскую справку форма У86
(профпригодность). Медицинские ограничения регламентированы
Перечнем специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по
которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры
(обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или
служебного контракта по соответствующей должности или специальности,
утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа
2013 г. N 697.
Возрастные ограничения регламентированы специфическими требованиями государственного стандарта РФ по
профессиям: Пожарный, Водитель автомобиля.
В соответствии с Порядком приема на
обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по
специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях и 20.02.04 Пожарная
безопасность, входящих в Перечень профессий и специальностей, требуется у
поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или)
психологических.
Абитуриент принимается на обучение по специальности 20.02.02 Защита в
чрезвычайных ситуациях после прохождения вступительных испытаний в виде сдачи
нормативов по физической культуре.
При приеме на обучение по данной образовательной программе при прочих
равных условиях приоритет имеют
абитуриенты, имеющие более высокий бал по аттестату.
2.5 Особенности реализации
общеобразовательных дисциплин
Реализация образовательной программы среднего общего образования в
пределах освоения ППССЗ, на базе
основного общего образования,
осуществляется в соответствии с Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта», с письмом
Департамента государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 17.03.2015 года № 06/259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования на
базе основного общего образования, с
учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой специальности среднего профессионального образования».
В соответствии с требованиями ФГОС СПО нормативный срок освоения ППССЗ при
очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования, увеличивается на 52
недели из расчета:
-
теоретическое обучение (при обязательной
учебной нагрузке 36 часов в неделю) –
39 недель,
-
промежуточная аттестация – 2 недели,
-
каникулярное время -11 недель.
Общеобразовательная подготовка осуществляется на 1 курсе. Умения и знания, полученные обучающимися при освоении
учебных дисциплин общеобразовательного цикла, углубляются и расширяются в
процессе изучения дисциплин по другим циклам.
Профиль: технологический.
Профильными
учебными дисциплинами являются: математика,
биология, физика
Согласно, вышеуказанного приказа учебный план содержит 12 учебных предметов
и предусматривает изучение не менее одного учебного предмета из каждой
предметной области, определенной Стандартом.
Общеобразовательный цикл ООП СПО (ППССЗ) на базе основного общего
образования с естественнонаучным
профилем получения среднего общего образования (1476 академических
часов, в том числе промежуточная аттестация 72 часа) содержит двенадцать
учебных дисциплин:
Общие учебные предметы – 842 часа:
•
Русский язык – 78 часов;
•
Литература – 116 часов;
•
Иностранный язык – 116 часов;
•
Математика - 234 часа;
•
История – 78 часов;
•
Физическая культура – 116 часов;
•
Основы безопасности жизнедеятельности – 68
часов;
•
Астрономия – 36 часов.
Учебные предметы по выбору из обязательных
предметных областей- 482 часа:
•
Родной язык – 54 часа:
•
Физика – 150 часов;
•
Биология – 118 часов.
Дополнительные учебные предметы – 360 часов
•
Введение в специальность
Текущий контроль по предметам общеобразовательного цикла проводится в
пределах учебного времени, отведенного на соответствующую учебный предмет, как
традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии.
Опыт реализации образовательной программы среднего общего образования в
пределах ООП СПО учитывает возрастные и социально-психологические особенности
обучающихся.
Для реализации требований ФГОС
среднего общего образования в пределах основных профессиональных
образовательных программ СПО используются примерные программы учебных
общеобразовательных предметов для профессий и специальностей СПО, одобренные и
рекомендованные для использования на практике Федеральным государственным
автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ
«ФИРО») от 2015 г. На основе этих примерных программ Техникум самостоятельно
разрабатывает рабочие программы по учебным дисциплинам общеобразовательного
цикла ООП СПО, уточняя при необходимости тематические планы, разделы (темы) и
их содержание.
В рабочих программах
конкретизируется содержание профильной составляющей учебного материала, её
значимости для освоения основной профессиональной образовательной программы
СПО; указываются лабораторно-практические работы, формы и методы текущего
контроля учебных достижений и промежуточной аттестации обучающихся,
рекомендуемые учебные пособия и др.
Экзамены проводятся по предметам:
-
русский язык;
-
математика;
-
физика;
-
биология.
По остальным предметам
общеобразовательного цикла проводится дифференцированные зачёты по окончании изучения
предмета. Если предмет изучается несколько семестров, то оценка за семестр
выставляется по текущей успеваемости.
В соответствии с требованиями ФГОС
СОО в учебном плане предусмотрено выполнение
обучающимися индивидуального проекта, который представляет собой особую
форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный
проект).
Индивидуальный проект выполняется
обучающимися в период освоения содержания общеобразовательного цикла,
самостоятельно под руководством преподавателя, по выбранной теме, в рамках
профильных дисциплин с интеграцией в профессию (специальность), он должен иметь
междисциплинарный характер.
Студенты выполняют один индивидуальный проект в период освоения содержания
общеобразовательного цикла под руководством преподавателя за счет внеаудиторной
самостоятельной работы в объеме 40 часов.
Тематика индивидуального проекта
уточняется преподавателями учебных дисциплин с учетом специфики осваиваемой
специальности СПО и обсуждается с обучающимися.
2.6.
Формирование вариативной части ППССЗ
Вариативная часть ППССЗ ориентирована на расширение основных видов деятельности, освоение которых
приводит к получению квалификации, а также получение дополнительных
компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в
соответствии с запросами регионального рынка труда.
Объем времени, отведенный на
вариативную часть циклов ОПОП, направлен на расширение и углубление подготовки
обучающихся, определяемой содержанием
обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и
знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии
с запросами регионального рынка труда
и возможности продолжения образования.
При распределении объема часов вариативной части по учебным дисциплинам
и профессиональным модулям
учитывалась необходимость уточнения и конкретизации требований ФГОС CПО к умениям и
знаниям, а также принимались во внимание пожелания работодателей.
Федеральным государственным образовательным стандартом специальности
20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях предусмотрено использование 936 часов на вариативную часть, также с
целью формирования профессиональных навыков согласно требованиям чемпионата
WorldSkillsRussia (WSR).
Объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, используется на
увеличение объема времени на дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического
цикла, математического и общего естественно-научного цикла, на общепрофессиональные дисциплины и профессиональные
модули обязательной части, учебную и производственную практики, а также на введение
новых учебных дисциплин.
Вариативная часть образовательной программы дает возможность расширения
основных видов деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший
образовательную программу, согласно сочетанию получаемых квалификаций, а также
получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения
конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка
труда.
Дополнительное увеличение часов на содержание дисциплин и профессиональных
модулей осуществлено с учетом запросов работодателей: пожарных частей и
спасательных отрядов ГУ МЧС России по Ленинградской области, особенностей
развития Ленинградской области, экономики, социальной сферы, техники, а также с
учетом особенностей контингента студентов.
2.7.
Основные пользователи ППССЗ
-
преподаватели и сотрудники ГАПОУ ЛО
«Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса»;
-
студенты, обучающиеся по специальности
20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях;
-
администрация и коллективные органы
управления ГАПОУ ЛО «Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса»
-
абитуриенты и их родители;
-
работодатели.
2.8. Участие работодателей в разработке и
реализации ОПОП
Работодатели предъявляют в настоящее время самые высокие требования к
молодому специалисту, который должен уметь не только демонстрировать
профессиональные навыки, но и применять современные технологии. Правильный подход в такой ситуации –
совместная работа в подготовке молодого специалиста, которую проводит Техникум
совместно с работодателями – с учетом их запросов, квалификации специалистов и
потребностей рынка труда.
Работодатели, предоставляя свою базу для практики студентам, уже делают
первый шаг в кадровой политике, отбирая будущего сотрудника без особых затрат.
Круг социальных партнеров Техникума постоянно расширяется.
Техникум развивает систему социального партнёрства с целью удовлетворения образовательных
потребностей личности в соответствии с её жизненными ценностями, потребностей
предприятий и других организаций в качественном кадровом потенциале,
потребностей общества в обеспечении занятости и развития рынка труда.
На практике это проявляется в том, что вводятся инновационные учебные
курсы, внедряются новые педагогические технологии, повышается инвестиционная
привлекательность системы профессионального образования, повышается качество
образования, расширяется база учебно-производственной практики, обеспечивается
взаимодействие рынка труда и образовательного учреждения, что, несомненно,
отражается на качестве профессиональной подготовки обучающихся.
Перед началом разработки ОПОП Техникумом совместно с заинтересованными
работодателями определяет:
-
специфику с учетом направленности на
удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизирует
конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний,
приобретаемого практического опыта, определённых ФГОС СПО по специальности
Защита в чрезвычайных ситуациях.
-
и предусмотривают обязательное ежегодное
обновление ОПОП с учетом требований работодателей, особенностей развития
региона, науки, культуры.
Работодатель является социальным партнером Техникума и принимает
непосредственное участие в разработке и реализации ОПОП по специальности
20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.
Это включает следующие мероприятия:
-
согласование ОПОП программы специалистов
среднего звена среднего профессионального образования по специальности 20.02.02
Защита в чрезвычайных ситуациях, реализуемой на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования;
-
согласование рабочих программ
профессиональных модулей, учебной и производственной практик;
-
согласование фондов оценочных средств для
промежуточной аттестации по профессиональным модулям;
-
согласование программы государственной
итоговой аттестации;
-
участие в промежуточной аттестации по междисциплинарным курсам и профессиональным
модулям в качестве внешних экспертов;
-
организация производственной практики,
экскурсий и других мероприятий для обучающихся.
Основная профессиональная образовательная программа ППССЗ ориентирована на
реализацию следующих принципов:
•
приоритет практико-ориентированных знаний
выпускника;
•
ориентация на развитие местного и
регионального сообщества;
•
формирование потребности к постоянному
развитию и инновационной деятельности в профессиональной сфере, в том числе и к
продолжению образования;
•
формирование готовности принимать решения
и профессионально действовать в нестандартных ситуациях.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ППССЗ
3.1. Область профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускника 20.00.00 Техносферная
безопасность и природообустройство.
Область профессиональной деятельности выпускника:
-
организация и проведение работ по
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
-
планирование и осуществление мероприятий
по предотвращению аварий и катастроф природного и техногенного характера, и
снижению их негативных последствий;
-
техническое обслуживание, ремонт и
хранение аварийно-спасательной техники, оборудования и снаряжения.
3.2. Объекты
профессиональной деятельности выпускников
Объекты профессиональной деятельности выпускника:
- люди, пострадавшие в
чрезвычайных ситуациях, население и материальные ценности, находящиеся в зонах
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-
опасности, связанные с последствиями
деятельности человека и природными явлениями;
-
потенциально опасные технологические
процессы и производства;
-
методы и средства защиты человека,
объектов экономики и среды обитания от опасностей и вредного воздействия;
-
методы и способы определения степени
опасности, правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на
среду обитания;
-
методы и приемы выполнения
аварийно-спасательных работ;
-
организация и планирование деятельности
аварийно-спасательных формирований;
-
аварийно-спасательное оборудование и
техника;
-
средства оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных
ситуациях;
-
средства и системы связи и управления;
-
первичные трудовые коллективы.
3.3. Основные виды
деятельности выпускника
-
Организация и выполнение работ в составе
аварийно- спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях
-
Организация и проведение мероприятий по
прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций
-
Ремонт и техническое обслуживание
аварийно- спасательной техники и оборудования работ
-
Обеспечение жизнедеятельности в условиях
чрезвычайных ситуаций
3.4. Требования к
личным, профессионально значимым качествам и индивидуальным способностям
«Техник-спасатель»:
-
быть честным, ответственным;
-
уметь работать в команде и самостоятельно;
-
обладать способностью к концентрации
внимания;
-
иметь хорошую координацию;
-
быть физически выносливым;
-
иметь хорошую оперативную и образную
память, объемный и линейный глазомер, чувствовать время, хорошее
цветоразличение;
-
иметь способность анализировать
производственную ситуацию, быстро принимать решения;
-
иметь способности самостоятельно
критически оценивать результаты своей деятельности, корректировать действия,
нести ответственность за результаты работы;
-
уметь организовывать собственную
деятельность, планировать последовательность выполнения работ адекватно
заданию;
-
обладать коммуникативными качествами:
иметь навыки делового общения (продуктивно общаться с коллегами, руководством,
посетителями), толерантность к многочисленным контактам, уметь конструктивно
воспринимать критические замечания, осуществлять поиск требуемой информации
различными способами, в том числе и с помощью ИНТЕРНЕТ;
-
использовать в работе информационно -
коммуникационные технологии.
4.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Результаты освоения ОПОП (ППССЗ) определяются приобретенными выпускниками
компетенциями, способностью выпускника применять знания, умения и личные
качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В результате освоения ППССЗ среднего профессионального образования
выпускник специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях должен
обладать следующими общими компетенциями:
Общие компетенции выпускника (ОК) |
|
ОК 1.
|
Понимать
сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать
собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать
решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в
коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
пострадавшими и находящимися в зонах чрезвычайных ситуаций. |
ОК 7. |
Брать на себя
ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения
заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно
определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой
смены технологий в профессиональной деятельности. |
4.2. Профессиональные компетенции
В результате освоения данной ОПОП СПО (ППССЗ) выпускник должен обладать
следующими профессиональными компетенциями:
ПК 1.1 |
Собирать и обрабатывать оперативную информацию о
чрезвычайных ситуациях |
ПК 1.2 |
Собирать информацию и оценивать обстановку на месте
чрезвычайной ситуации |
ПК 1.3 |
Осуществлять оперативное планирование
мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций |
ПК 1.4 |
Организовывать и выполнять действия по ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций |
ПК 1.5 |
Обеспечивать безопасность личного
состава при выполнении аварийно- спасательных работ |
ПК 2.1. |
Проводить мониторинг потенциально опасных
промышленных объектов |
ПК 2.2. |
Проводить мониторинг природных объектов |
ПК 2.3. |
Прогнозировать чрезвычайные ситуации и их
последствия |
ПК 2.4. |
Осуществлять перспективное планирование реагирования
на чрезвычайные ситуации |
ПК 2.5. |
Разрабатывать и проводить мероприятия по
профилактике возникновения чрезвычайных ситуаций |
ПК 2.6. |
Организовывать несение службы в аварийно-
спасательных формированиях |
ПК 3.1. |
Организовывать эксплуатацию и регламентное
обслуживание аварийно- спасательного оборудования и техники |
ПК 3.2. |
Организовывать ремонт технических средств |
ПК 3.3. |
Организовывать консервацию и хранение
технических аварийно- спасательных и автотранспортных средств |
ПК 3.4. |
Организовывать учет эксплуатации технических средств
|
ПК 4.1. |
Планировать жизнеобеспечение спасательных
подразделений в условиях чрезвычайных ситуаций |
ПК 4.2. |
Организовывать первоочередное
жизнеобеспечение пострадавшего населения в зонах чрезвычайных ситуаций |
ПК 4.3. |
Обеспечивать выживание личного состава и
пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях |
4.3. Требования к результатам освоения
основных видов деятельности ОПОП СПО по специальности Защита в чрезвычайных
ситуациях
Вид
деятельности |
Требования к знаниям, умениям,
практическому опыту |
Организация
и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в
чрезвычайных ситуациях
|
В результате изучения профессионального модуля
обучающийся должен: иметь практический опыт: -
участия
в аварийно-спасательных работах, в том числе с использованием средств
индивидуальной защиты; -
мониторинга,
прогнозирования и оценки обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций; -
разработки
тактических схем и расчета сил и средств для проведения поисковых и аварийно-спасательных
работ; уметь: -
определять
источники получения информации на местах чрезвычайных ситуаций; -
организовывать
и проводить работу по сбору оперативной информации, в том числе осуществлять
разведку в зоне чрезвычайных ситуаций; -
планировать
и рассчитывать доставку личного состава на места чрезвычайных ситуаций; -
использовать
средства связи и оповещения, приборы и технические средства для сбора и
обработки оперативной информации; -
осуществлять
расчеты вероятного развития чрезвычайных ситуаций; -
применять
аварийно-спасательную и инженерную технику и оборудование при проведении
аварийно-спасательных работ; -
поддерживать
групповое взаимодействие и работать в команде; -
идентифицировать
поражающие факторы и анализировать информацию об угрозах природного и техногенного
характера; -
определять
зоны безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ; -
определять
параметры опасных зон, масштабов и опасности чрезвычайных ситуаций; -
организовывать
мероприятия по обеспечению безопасности работ, защите личного состава от
поражающих факторов; -
принимать
решения на использование и использовать средства индивидуальной защиты; -
оказывать
помощь с учетом психологического состояния, возможных травм и иных нарушений
здоровья, этнокультурных особенностей пострадавших; -
рассчитывать
и проводить математическое моделирование нагрузки на конструкции зданий; -
применять
штатные системы безопасности зданий, сооружений и объектов транспорта; знать: -
причины,
последствия, характер и условия возникновения чрезвычайных ситуаций; -
технические
возможности и условия применения различных видов транспорта, инженерной и
аварийно-спасательной техники и оборудования; -
источники
оперативного получения информации; -
основы
организации кинологического обследования объектов и местности; -
способы
организации и основные технологии проведения спасательных работ в
чрезвычайных ситуациях, методы локализации чрезвычайных ситуаций; -
технические
возможности и правила применения средств связи; -
устройство,
принцип действия, правила и безопасные приемы эксплуатации аварийно-спасательной
техники и оборудования; -
нормативные
требования проведения спасательных работ на воздушном транспорте и
акваториях; -
характеристики
стихийных экологических бедствий, техногенных аварий и катастроф, их
воздействие на население, объекты экономики, окружающую среду; -
поражающие
факторы при чрезвычайных ситуациях; -
нормативные
требования по обеспеченности транспортных средств, зданий и сооружений
средствами защиты и системами безопасности и технические возможности данных
систем; -
порядок
организации мероприятий по охране труда и меры безопасности при выполнении
работ в чрезвычайных ситуациях; -
психологические
основы работ спасателей в чрезвычайных ситуациях; -
методики
расчета и прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций и определения зон
безопасности при проведении аварийно-спасательных работ |
Организация
и проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных
ситуаций |
В результате изучения
профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: -
проведения
обучения сотрудников нештатных аварийно-спасательных формирований и персонала
организаций по вопросам предупреждения, локализации и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций; -
несения
дежурства в аварийно-спасательных формированиях; -
разработки
оперативных планов реагирования на чрезвычайные ситуации; -
идентификации
поражающих факторов и определения возможных путей и масштабов развития
чрезвычайных ситуаций; -
применения
средств эвакуации персонала промышленных объектов; уметь: -
разрабатывать
планы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации; -
проводить
обучение сотрудников нештатных аварийно-спасательных формирований и персонала
организаций по вопросам предупреждения, локализации и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций; -
составлять
и вести оперативную документацию аварийно-спасательного формирования; -
осуществлять
выезд по тревоге в составе дежурного подразделения; -
осуществлять
прием и сдачу дежурства; -
поддерживать
психологическую готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях; -
применять
приемы профилактики негативных последствий профессионального стресса; -
передавать
оперативную информацию; -
выбирать
и применять методы контроля состояния потенциально опасных промышленных и
природных объектов; -
применять
автоматизированные системы защиты и технические средства контроля состояния
промышленных и природных объектов; -
применять
современные приборы разведки и контроля среды обитания; -
идентифицировать
поражающие факторы, определять нормативные уровни допустимых негативных
воздействий на человека и природную среду и прогнозировать возможные пути
развития чрезвычайных ситуаций; -
пользоваться
планами ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов и планами ликвидации
аварийных ситуаций на промышленных объектах; -
разрабатывать
мероприятия по обеспечению безопасности персонала организаций с учетом
специфики технологических процессов объекта защиты; -
рассчитывать
пути эвакуации, составлять планы эвакуации персонала из зданий и сооружений,
определять потребность в штатных средствах эвакуации для зданий и сооружений; -
определять
огнестойкость зданий и строительных конструкций; -
определять
сейсмическую устойчивость зданий и сооружений; знать: -
системы
оповещения единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций; -
психологические
требования к профессии спасателя; -
структуру
и содержание оперативных планов реагирования на чрезвычайные ситуации и
других документов предварительного планирования; -
порядок
передачи и содержание оперативной информации; -
порядок
организации несения службы в аварийно-спасательных формированиях; -
характеристики
потенциально опасных промышленных объектов и основные виды, и системы
контроля их состояния; -
основные
виды и технические возможности автоматизированных систем защиты промышленных
объектов, характеристики автоматических приборов и систем, обеспечивающих
пожарную и промышленную безопасность технологических процессов; -
современные
приборы разведки и контроля среды обитания; -
основные
подходы и методы обеспечения безопасности промышленных объектов; -
основы
обеспечения безопасности технологических процессов, использования аппаратов
на опасных производствах; -
условия
и признаки возникновения опасных природных явлений; -
основные
подходы и методы обеспечения безопасности и технические возможности систем
контроля состояния природных объектов; -
основные
виды, причины, последствия и характер вероятных чрезвычайных ситуаций; -
характеристики
стихийных экологических бедствий, техногенных аварий и катастроф, их
воздействие на население, объекты экономики, окружающую среду; -
поражающие
факторы при чрезвычайных ситуациях; -
потенциально
опасные процессы возникновения чрезвычайных ситуаций; -
причины,
последствия и характер течения чрезвычайных ситуаций техногенного и
природного характера; -
основные
технологические процессы и аппараты; -
содержание
и порядок составления планов ликвидации аварийных ситуаций на промышленных
объектах; -
содержание
планов аварийных разливов нефтепродуктов; -
нормативные
требования по обеспеченности зданий и сооружений средствами защиты и
системами безопасности; -
способы
и возможности, виды эвакуации персонала промышленных объектов; -
методики
расчета путей эвакуации персонала организаций; -
требования
к устойчивости зданий и сооружений в чрезвычайных ситуациях; -
конструктивные
особенности промышленных зданий, объектов с массовым пребыванием людей; -
методики
расчета огнестойкости зданий и сооружений и способы защиты конструктивных
элементов зданий и сооружений |
Ремонт и техническое обслуживание
аварийно-спасательной техники и оборудования
|
В
результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь
практический опыт: -
проведения
периодических испытаний технических средств; -
регламентного
обслуживания аварийно-спасательного оборудования; -
оформления
документов складского учета имущества; -
ведения
эксплуатационной документации; уметь: -
оценивать
неисправности и осуществлять текущий ремонт аварийно-спасательного
оборудования; -
принимать
решения на прекращение эксплуатации неисправных технических средств; -
использовать
слесарный и электротехнический инструмент; -
консервировать
и хранить аварийно-спасательную технику и оборудование; -
расконсервировать
и подготавливать к работе аварийно-спасательную технику и оборудование; -
осуществлять
ведение эксплуатационной документации; -
организовывать
учет расхода горюче-смазочных и расходных материалов; -
организовывать
и проводить техническое обслуживание и периодическое освидетельствование
аварийно-спасательной техники и оборудования; -
осуществлять
ведение документации по регламентному обслуживанию по складскому учету и
ремонту аварийно-спасательной техники и оборудования; -
рассчитывать
потребность в расходных материалах в зависимости от объемов и условий
эксплуатации аварийно-спасательной техники и оборудования; знать: -
классификацию
спасательных средств; -
назначение,
характеристики, технологию применения и принцип работы спасательных средств; -
основные
нормативные технические параметры аварийно-спасательной техники и
оборудования: -
назначение
и применение слесарного и электротехнического инструмента; -
режимы
и условия эксплуатации основных видов аварийно-спасательной техники и
оборудования; -
технические
требования по проведению периодического освидетельствования
аварийно-спасательной техники и оборудования; -
порядок
проведения периодических испытаний технических средств; -
правила
хранения, расконсервирования и подготовки к работе аварийно-спасательной
техники и оборудования; -
организацию
складского учета имущества; -
основные
свойства и классификацию горюче-смазочных материалов |
Обеспечение жизнедеятельности в
условиях чрезвычайных ситуаций
|
В результате
изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь
практический опыт: -
развертывания
систем жизнеобеспечения спасательных подразделений; -
применения
штатных авиационных и морских спасательных средств; -
обеспечения
безопасности и выполнения работ на высоте; -
применения
основных приемов ориентирования и передвижения по пересеченной местности; уметь: -
определять
зоны развертывания систем жизнеобеспечения спасательных подразделений; -
рассчитывать
потребность в расходных материалах, энергоресурсах и продовольствии для
обеспечения жизнедеятельности спасательных подразделений в условиях
чрезвычайных ситуаций; -
рассчитывать
нагрузки временных электрических сетей; -
выбирать
оптимальные технические средства для обеспечения жизнедеятельности
спасательных подразделений в условиях чрезвычайных ситуаций; -
применять
штатные системы жизнеобеспечения при проведении работ по ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций; -
осуществлять
эксплуатацию и техническое обслуживание систем жизнеобеспечения личного
состава аварийно-спасательных формирований в условиях чрезвычайных ситуаций; -
рассчитывать
нагрузки электрических сетей; -
использовать
подручные средства для организации жизнеобеспечения; -
выбирать
безопасные маршруты движения; -
применять
приемы выживания в различных условиях; -
использовать
условные сигналы для взаимодействия с воздушными судами; -
применять
штатные авиационные и морские спасательные средства; -
пользоваться
топографическими картами и планами; -
пользоваться
основными навигационными приборами; -
прокладывать
маршруты движения с учетом особенностей рельефа местности; -
применять
альпинистское снаряжение и оборудование; -
использовать
естественные ориентиры; -
строить
схемы привязки с использованием естественных ориентиров; -
составлять
планы, схемы, абрисы; -
применять
стратегии разрешения конфликтных ситуаций; -
применять
различные стратегии переговорного процесса; -
выявлять
предконфликтную ситуацию; знать: -
технические
возможности штатных средств жизнеобеспечения; -
требования
к зонам размещения систем жизнеобеспечения; -
методики
расчета потребности в расходных материалах, энергоресурсах и продовольствии; -
методики
определения зон безопасности при проведении аварийно-спасательных работ; -
требования
к зонам размещения систем жизнеобеспечения; -
основные
приемы выживания в различных природно-климатических зонах; -
основные
системы координат; -
основные
виды навигационных приборов и их технические возможности; -
способы
определения местоположения и направлений по естественным ориентирам; -
приемы
и способы выживания на акваториях; -
тактику
передвижения на различных рельефах местности, безопасные способы передвижения
с применением альпинистского снаряжения; -
порядок
и сигналы взаимодействия с воздушными судами; -
штатные
морские и авиационные спасательные средства; -
особенности
и виды топографических карт; -
виды
конфликтов; -
уровни
проявления и типологию конфликтов; -
причины
возникновения конфликтов; -
структуру,
функции, динамику конфликтов; -
стратегии
разрешения конфликтных ситуаций; -
этапы
переговорного процесса; -
стили
медиаторства |