АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИЗ ЧИСЛА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА)
Уровень образования
Описание образовательной программы
1 Общие положения
1.1 Назначение адаптированной образовательной программы профессионального обучения.
Адаптированная образовательная программа
профессионального обучения по профессии 17531
Рабочий зеленого хозяйства из
числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (с разной степенью
нарушения интеллекта) - образовательная
программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц, реализуемая в ГБПО «Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса», представляет собой комплекс нормативно-методической документации,
регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки
обучающихся и выпускников с учетом требований рынка труда профессии 17531 Рабочий
зеленого хозяйства,
разработанную и утвержденную с учетом требований
профессионального стандарта
"Специалист в области декоративного садоводства", утвержденного приказом Министерства труда и социальной
защиты РФ от 02.09.2020г. № 559н.
Адаптированная образовательная программа
разработана в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с
ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психофизического
развития и индивидуальных особенностей, на основе дифференцированного и
индивидуального подхода к обучающимся
с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы — создание условий
для организации профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья, способствующих развитию личностных и профессионально значимых
качеств, успешной профессиональной адаптации, социализации и дальнейшей интеграции их в общество.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных
задач:
—
овладение обучающимися знаниями и
умениями, обеспечивающими— формирование знаний в соответствии с квалификационными требованиями
данной профессии;
—
формирование общей культуры,
обеспечивающей разностороннее развитие— личности обучающихся (нравственно-эстетическое, социально-
личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми
в семье и обществе духовно нравственными и социокультурными ценностями;
—
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся через проведение
спортивно-оздоровительных, художественных и других мероприятий с использованием спортивных секций и кружковой
работы техникума.
—
Реализация адаптированной образовательной программы по профессии
Рабочий зеленого хозяйства направлена
на повышение качества
профессиональной подготовки выпускников и возможности их дальнейшего
трудоустройства, а также последующего закрепления на рабочем месте.
Адаптированная
образовательная программа
профессионального обучения обеспечивает достижение обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья, установленных профессиональным стандартом
требований.
Реализация адаптированной образовательной программы учитывает индивидуальные и особенности
психофизического развития на основе дифференцированного и индивидуального
подхода к обучающимся с ограниченными возможностями
здоровья (с разной степенью нарушения интеллекта).
Создание доступной среды для людей с ограниченными возможностями является одним из приоритетных направлений современной социальной политики. В свою очередь, доступное
профессиональное образования для людей с ограниченными
возможностями — одно из
направлений социальной интеграции инвалидов в общество, поскольку образование - один из наиболее
действенных социальных ресурсов. Профессиональное
образование позволяет инвалиду повысить конкурентоспособность на рынке труда, создает основу для равных возможностей, повышает личностный статус.
Адаптированная
образовательная программа профессионального обучения регламентирует цели, содержание, организацию образовательного процесса обучения
и особенности реализации условия
и технологии реализации программы для инвалидов
и лиц с лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со
спецификой нозологии, на основе психолого-педагогической характеристики данной
категории обучающихся.
Общие:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.09.2022) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в ред. От 29.11.2021 г.);
- Областной закон Ленинградской области от
24.02.2014 N 6-оз (ред. от 16.05.2024) "Об образовании в Ленинградской
области" (принят ЗС ЛО 29.01.2014);
- Конвенция о правах
инвалидов;
-
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.05.2017
N 06-517 «О дополнительных мерах» (вместе с
«Методическими рекомендациями по организации приемной кампании лиц с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
на обучение по программам среднего профессионального образования
и профессионального обучения»);
-
Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 22 января 2015 №
ДЛ-1/05вн «Методические рекомендации по разработке основных профессиональных
образовательных программ и дополнительных профессиональных программ
с учетом соответствующих профессиональных стандартов»;
-
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 06-2023 «Методические рекомендации по организации профориентационной работы профессиональной образовательной организации с лицами с
ограничениями здоровья и инвалидностью по привлечению их на обучение по
программам среднего профессионального образования и профессионального обучения»;
-
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 10 апреля 2020 № 05-398 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения
лиц с инвалидностью и
ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
-
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2019
№ 05-108 «О профессиональном обучении лиц с различными
формами умственной отсталости» (вместе с "Разъяснениями по вопросам
организации профессионального обучения лиц с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)");
-
Письмо Министерства просвещения Российской
Федерации от 20.02.2019 N TC- 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с OB3 и инвалидностью»
(«Разъяснения о сопровождении образования обучающихся с ограниченными
возможностями и инвалидностью»);
-
Письмо
Минобрнауки России от 18.03.2014 г. № 06-281 «О направлении требований» вместе
с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных
образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного
процесса», утв. Минобрнауки России 26.12.2013г. №06-2412вн.
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31 августа 2020 г. N ДГ-1342/07 «Об организации
образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
-
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. №
515 «Об утверждении
методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой
и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений
их жизнедеятельности»;
-
Приказ
Минпросвещения России от 14.07.2023 N 534 (ред. от 29.02.2024) "Об
утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым
осуществляется профессиональное обучение" (Зарегистрировано в Минюсте
России 14.08.2023 N 74776);
-
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 26 августа 2020 г.
№ 438 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным
программам профессионального обучения»;
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации № 885/390 от 5 августа
2020 г. «О практической подготовке обучающихся»;
- Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о
психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
- Профессионального стандарта
"Специалист в области декоративного садоводства" (далее ПC), утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 02.09.2020г. № 559н.
Локальные
акты:
-
Устав ГАПОУ ЛО «Выборгский техникум
агропромышленного и лесного комплекса», утверждённый приказом от 09.12.2013 г.,
№ 2892-р, (изменения от 27.03.2023 г., № 793-р).
1.3 Используемые термины, определения, сокращения
AOП ПО — адаптированная образовательная программа профессионального обучения;
АЦ - адаптационный цикл;
ДЗ — дифференцированный
зачет;
3 — зачет;
ИА - итоговая аттестация;
ИПРА - Индивидуальная программа реабилитации или абилитации;
МДК — междисциплинарный
курс;
МСЭ - медико-социальная экспертиза;
ОП - общепрофессиональный цикл;
ОТФ - обобщенная трудовая функция;
ПK — профессиональные компетенции;
ПM — профессиональный модуль;
ПMПK - психолого-медико-педагогическая комиссия; ПП
- производственная практика;
ПC — профессиональный
стандарт;
ТФ — трудовая функция;
УП - учебная практика.
Адаптационная дисциплина - элемент адаптированной образовательной программы
среднего профессионального образования, направленный на индивидуальную
коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной адаптации обучающихся
инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная основная
образовательная программа профессионального обучения - программа подготовки квалифицированных
рабочих, служащих адаптированная для
обучения инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития
и социальную адаптацию указанных лиц.
Заключение психолого-медико-педагогической комиссии - документ, в котором отражены необходимые специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение
здоровья со стойким расстройством функций
организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость
его социальной защиты.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной
экспертизы комплекс оптимальных
для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные
виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на
восстановление, компенсацию нарушенных или
утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных
видов деятельности.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий
освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с
учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
обучающегося.
Инклюзивное образование - обеспечение
равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей.
Медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном
порядке потребностей о свидетельствуемого лица в мерах социальной защиты,
включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных
стойким расстройством функций организма.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья -
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом
и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания
специальных условий.
Основные программы профессионального
обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям
рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих,
служащих, программы повышения
квалификации рабочих, служащих.
Особые образовательные потребности - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей, которые может проявить человек в процессе
обучения.
Профессиональное обучение - вид образования, который направлен
на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения
определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой,
служебной деятельности, профессий).
Специальные условия для получения
образования -
условия обучения, воспитания и развития
обучающихся инвалидов и обучающихся
с ограниченными возможностями
здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ
и методов обучения
и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья.
Для освоения AOП ПО по профессии 17531
Рабочий зеленого хозяйства поступают на
обучение лица, не имеющие основного
общего или среднего общего образования, включая— лица с ограниченными
возможностями здоровья (с разной степенью нарушения интеллекта).
Специфической особенностью дефекта при
умственной отсталости (нарушении интеллекта) является нарушение высших психических функций
отражения и регуляции поведения и деятельности,
что выражается в деформации познавательных процессов,
при которых страдает эмоционально-волевая сфера, моторика,
личность в целом.
При зачислении поступающими предоставляются медицинские справки формы 086У, справку МСЭ. Инвалиды
предоставляют индивидуальную программу реабилитации
инвалида (ребенка-инвалида) с рекомендацией
об
обучении по профессии
17531 Рабочий зеленого хозяйства, содержащую информацию о необходимых специальных условиях
обучения, а также сведения относительно рекомендованных условий и видов труда.
2
Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения АОП ПО
2.1 Область и объекты профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускников: декоративное садоводство
2.2 Виды
и задачи профессиональной деятельности
Обучающийся по профессии 17531 Рабочий зелёного хозяйства готовится
к следующему виду деятельности:
производственно-технологическая деятельность в области декоративного садоводства.
Задачи в соответствии с видом профессиональной деятельности:
1.
Подготовка
сельскохозяйственного (садового) инвентаря, необходимого для обработки почвы
под древесно-кустарниковую, цветочно-декоративную растительность и газонные
травы.
2.
Выполнение
немеханизированных работ по созданию дренажных и оросительных систем в
соответствии с ландшафтным проектом (проектом благоустройства) территории.
3.
Планировка
поверхности почвы на участке немеханизированным способом в соответствии
с ландшафтным проектом (проектом
благоустройства) территории.
4.
Подготовка
к внесению удобрительных материалов и почвоулучшающих добавок в соответствии с
ландшафтным проектом (проектом благоустройства) территории.
5.
Приготовление
плодородного грунта для посадки и посева древесно- кустарниковой, цветочно-декоративной растительности.
6.
Внесение
в почву и (или) распределение по поверхности удобрительных материалов
и почвоулучшающих добавок, плодородного грунта.
7.
Обработка
почвы немеханизированным способом на участке озеленения под посев и посадку
древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных
трав в соответствии с технологиями возделывания декоративных культур.
8.
Обработка
почвы немеханизированным способом в питомниках под посев и посадку древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности в соответствии с технологиями производства
посадочного материала декоративных культур.
9.
Обработка почвы (грунта)
в культивационных сооружениях под посев и посадку
древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности в соответствии с технологиями производства
цветов и посадочного материала декоративных культур в защищенном грунте.
2.3 Трудовые функции выпускника, формируемые в результате освоения
АОП ПО
В результате освоения, обучающиеся должны владеть трудовыми функциями:
1.
Выполнение работ по подготовке почвы к посадке и посеву древесно-
кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав.
2.
Выполнение работ по посадке и посеву древесно-кустарниковой, цветочно-
декоративной растительности и газонных трав.
3.
Выполнение операций по уходу за древесно-кустарниковой, цветочно-
декоративной растительностью, газонами.
2.4 Результаты реализации АОП ПО
Основная цель вида
профессиональной деятельности: создание благоприятных условий для жизни людей
в населенных пунктах за счет выращивания
декоративных и цветочных растений
В результате освоения программы профессиональной подготовки обучающийся
должен обладать следующими трудовыми действиями, умениями и знаниями.
Обобщенная
трудовая функция |
Трудовые функции |
Трудовые действия |
Необходимые умения |
Необходимые знания |
Выполнение работ
по выращиванию древесно-
кустарниковой, цветочно- декоративной растительноси и
газонных трав |
Выполнение
работ по подготовке почвы к посадке и посеву древесно - кустарни ковой, цветочно- |
Подготовка сельскохозяйственного (садового) инвентаря,
необходимого для обработки почвы под древесно-
кустарниковую, цветочно-
декоративную растительность и газонные травы |
Подбирать сельскохозяйственный
(садовый) инвентарь для выполнения заданных
технологических операций по подготовке почвы к посеву (посадке) с учетом свойств почвы и типа растительности |
Виды сельскохозяйственного
(садового) ручного инвентаря, их назначение,
правила подготовки и использования |
В декоративном |
декорати |
|
|
|
садоводстве |
растительности и газонных трав |
Выполнение немеханизированных работ по созданию дренажных и
оросительных систем в соответствии с ландшафтным проектом (проектом благоустройства) территории |
Осуществлять затачивание, Мелкий ремонт сельскохозяйственного (садового) инвентаря для подготовки почвы |
Порядок выполнения немеханизированных работ по созданию дренажа, системы орошения |
|
|
Планировка поверхности почвы на участке немеханизированным способом в соответствии с ландшафтным проектом (проектом благоустройства) территории |
Пользоваться сельскохозяйственным (садовым) Р инвентарем при выполнении операций по обработке почвы немеханизированным
способом в соответствии с правилами
его использования |
Требования стандартов к охране плодородного слоя почвы при
проведении земляных работ |
|
|
Подготовка к внесению удобрительных материалов и почвоулучшающих
добавок в соответствии с ландшафтным проектом (проектом благоустройства) территории |
Выполнять земляные работы
по созданию дренажа, системы орошения
с соблюдением норм охраны
плодородного слоя почвы |
Правила укладки дренажных материалов, специальных сооружений при создании дренажных и
оросительных систем на участке |
|
|
Приготовление плодородного
грунта для посадки и посева древесно- кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности |
Укладывать (устанавливать) дренажные материалы, сооружения, установка которых не требует специальной
подготовки, при создании дренажных и оросительных систем |
Технология планировки поверхности
почвы при закладке декоративного сада и
питомника |
|
|
Внесение в почву и (или) распределение по поверхности удобрительных материалов и почвоулучшающих добавок, |
Выполнять срезку грунта, засыпку углублений с трамбовкой грунта, разравнивание грунта, проверку спланированной поверхности |
Виды удобрительных материалов и правила подготовки их к внесению |
грунта |
|
|
||
Обработка почвы немеханизированным способом на участке озеленения
под посев и посадку древесно- кустарниковой, цветочно-
декоративной растительности и газонных трав в соответствии с
технологиями возделывания декоративных |
Производить растаривание, дробление,
просеивание, взвешивание, смешивание удобрительных материалов |
Порядок заготовки и подготовки к использованию компонентов плодородного грунта для посадки и посева древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности |
||
культур |
|
|
||
Обработка почвы немеханизированным способом в питомниках под посев и посадку древесно-
кустарниковой, цветочно- декоративной растительности в соответствии с технологиями
производства |
Заготавливать компоненты плодородного грунта (дери, плодородный слой почвы,
торфоперегнойные компосты, песок) в соответствии с требованиями технологии |
Составы грунтов (субстратов) для посева
и посадки древесно- кустарниковой, цветочно- декоративной растительности, правила их приготовления |
||
посадочного |
|
|
||
материала декоративных |
|
|
||
культур |
|
|
||
Обработка почвы (грунта) в культивационных сооружениях под посев и посадку
древесно- кустарниковой, цветочно-
декоративной |
Смешивать компоненты плодородного грунта в соотношениях, определенных требованиями
технологии |
Технологии внесения удобрительных материалов немеханизированным
способом при озеленения
территорий, производстве посадочного материала декоративных культур |
||
Выполнять основную и поверхностные обработки почвы, формирование борозд, гребней немеханизированным
способом в соответствии с требованиями технологии при озеленении и производстве посадочного материала |
Виды обработок почвы при озеленения территории, производстве посадочного материала декоративных
культур и правила их выполнения |
|||
Правила использования сельскохозяйственного
(садового) ручного инвентаря
при выполнении операций по обработке почвы |
||||
|
|
Агротехнические |
|
|
|
|
требования к выполнению операций по подготовке почвы на участках озеленения под посев и посадку
древесно- кустарниковой, цветочно- декоративной растительности
и газонных |
Агротехнические требования к выполнению операций по подготовке почвы в питомниках под посев и посадку древесно- кустарниковой, цветочно- декоративной
растительности при производстве посадочного материала |
||||
Агротехнические требования к выполнению операций по подготовке почвы (грунта) в культивационных
сооружениях под посев
и посадку древесно-
кустарниковой, цветочно- декоративной растительности при производстве цветов и посадочного материала в защищенном грунте |
||||
Требования охраны труда в части, регламентирующей выполнение трудовых обязанностей |
||||
Выполнение
работ по посадке и посеву древесно- кустарниковой, цветочно- декоративной растительности и газонных трав |
Подготовка Сельскохозяйственного (садового) инвентаря,
необходимого для посадки
(посева) древесно- кустарниковой, цветочно- декоративной растительности и газонных трав |
Подбирать сельскохозяйственный
(садовый) инвентарь
для выполнения заданных
технологических операций по посеву и посадке древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности
и газонных трав с учетом
свойств и типа растительности |
Правила использования сельскохозяйственного (садового)
ручного инвентаря при выполнения
операций по посеву и посадке древесно-кустарниковой, цветочно- декоративной растительности и газонных
трав |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подготовка борозд, лунок, посадочных ям, траншей для посадки и посева
древесно- кустарниковой, цветочно-
декоративной растителъности и |
Пользоваться сельскохозяйственным (садовым) ручным инвентарем при выполнении
операций по посеву и посадке древесно- кустарниковой, цветочно- декоративной растительности
и газонных |
Правила обустройства траншей для временной прикопки
саженцев |
|
|
газонных трав |
трав немеханизированным способом в соответствии с правилами его исполъзования |
|
|
Выполнение работ по посеву и посадке
древесно- кустарниковой, цветочно- декоративной растителъности и газонных
трав немеханизированным способом при озеленении территории |
Прикапывать посадочный материал (саженцы) древесно-кустарниковой
растительности в прикопочных траншеях с соблюдением агротехнических требований |
Технология прикопки посадочного материала в прикопочных траншеях |
|
|
Выполнение работ по посеву и посадке древесно- кустарниковой,
цветочно- декоративной растительности немеханизированным способом при производстве
посадочного |
Высевать летники и многолетники с соблюдением
агротехнических требований |
Технология подготовки борозд, лунок, посадочных ям,
траншей для посева
и посадки
древесно- кустарниковой, цветочно-
декоративной растительности и газонных
трав |
|
материала декоративных
культур |
|
|
||
|
|
|
||
|
Выполнение работ по посеву и посадке древесно- кустарниковой,
цветочно- декоративной растителъности в защищенном грунте при
производстве цветов и материала декоративных культур |
Высаживать рассаду цветочно-декоративных растений, в том числе
в торфоперегнойных горшочках в грунт с соблюдением агротехнических требований |
Технология обрезки корней и кроны саженцев деревьев и кустарников перед посадкой |
|
|
|
|
||
|
Выполнение работ по установке опор (шпалер, посадочных кольев), подвязке древесно- кустарниковой,
цветочно- декоративной растительности после посадки |
Осуществлять посадку в грунт, ящики,
горшки клубней, луковиц, клубнелуковиц, корневищ цветочно-декоративных
растений с соблюдением агротехнических требований |
Технология посева и посадки древесно-
кустарниковой, цветочно- декоративной растительности и газонных
трав при озеленения территорий |
|
|
Полив древесно- кустарниковой,
цветочно- декоративной растительности, газонных трав при посеве и посадке |
Осуществлять
посев семян в школу сеянцев, посадку черенков, сеянцев и саженцев
при производстве посадочного материала древесно-кустарниковых культур с соблюдением агротехнических требований |
Технологии посева семян в школу
сеянцев, посадки черенков, сеянцев и саженцев при производстве
посадочного материала декоративных культур |
|
|
|
Осуществлять посев семян древесно-кустарниковых и цветочно-декоративных
культур в , Р грунт стеллажа в защищенном грунте с соблюдением
агротехнических требований |
Технология посева и посадки древесно- кустарниковой, цветочно-
декоративной растительности в защищенном грунте при производстве цветов и посадочного материала декоративных культур |
Осуществлять пикировку сеянцев декоративных культур в грунт стеллажа с соблюдением агротехнических требований |
Правила устройства опор и подвязки к опорам древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности |
|||
Обрезать корни и кроны саженцев древесно- кустарниковой кулътур перед
посадкой с использованием специальных инстрvментов |
Техника полива
древесно- кустарниковой, цветочно- декоративной растительности и газонных
трав при посадке и посеве |
|||
Определять оптимальную высоту корневой шейки саженца относительно поверхности
почвы при посадке деревьев и кустарников |
Агротехнические требования к выполнению операций по посеву и посадке древесно-кустарниковой, цветочно- декоративной
растительности и газонных трав при озеленения территорий |
|||
Формировать
приствольные круги после посадки деревьев и кустарников с соблюдением
агротехнических требований |
Агротехнические требования
к выполнению операций по посеву
семян в школу сеянцев,
посадке черенков, сеянцев и саженцев при производстве посадочного материала
декоративных кулътур |
|||
Определять нормы полива для древесно- кустарниковой, цветочно- декоративной растительности, газонных трав с учетом ПОЧВЫ при посеве и посадке |
Агротехнические требования к выполнению операций по посеву
и посадке древесно-
кустарниковой, цветочно- декоративной растительности в защищенном грунте при производстве цветов и посадочного материала декоративных культур |
|||
Требования охраны труда в части, регламентирующей выполнение трудовых обязанностей |
||||
Выполнение операцийпо уходу за древесно- кустарни ковой. |
Подготовка сельскохозяйственного (садового) инвентаря, инструментов и оборудования,
необходимых для ухода за древесно- кустарниковой, |
Подбирать сельскохозяйственный (садовый) инвентарь, инструменты и оборудование для выполнения заданных технологических операций по уходу за древесно- кустарниковой, цветочно- |
Виды сельскохозяйственного (садового) ручного инвентаря, их назначение,
правила подготовки и использования |
|
цветочн о-декоративной растительностью, газонами |
цветочно- декоративной растительностью, газонами |
декоративной растительностью и газонами |
|
Полив древесно- кустарниковой,
цветочно- декоративной растителъности и газонных
трав во время ухода
за растениями в соответствии с заданием |
Осуществлять затачивание, мелкий ремонт
сельскохозяйственного (садового) инвентаря и инструментов для ухода за
древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительностью и газонами |
Специалъное
оборудование, используемое при уходе за
древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительностью и газонами, его назначение,
правила эксплуатации и ежесменного технического обслуживания |
||
Обработка почвы немеханизированным способом в процессе ухода за древесно- кустарниковой, цветочно- декоративной
растителъностью |
Пользоваться сельскохозяйственным (садовым) ручным инвентарем и инструментами при уходе за древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительностью и газонами в соответствии с правилами его использования |
Техника полива
древесно- кустарниковой, цветочно- декоративной растительности
и газонных трав в процессе их вегетации |
||
Прополка древесно- кустарниковой, цветочно- декоративной растительности и газонов |
Пользоваться оборудованием, включая
газонокосилки, кусторезки,
бензопилы при уходе за
древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительностью и газонами
в соответствии с инструкциями
по эксплуатации оборудования |
Виды обработок почвы и правила их выполнения при уходе за древесно-
кустарниковой, цветочно-
декоративной растительностью |
||
Проведение различных видов обрезки древесно-
кустарниковой, цветочно-
декоративной растительности с использованием
специальных инструментов |
Производить ежесменное техническое обслуживание оборудования, используемого при уходе за древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительностью и газонами, в соответствии с инструкциями по эксплуатации оборvдования |
Внешний вид древесно- кустарниковой, цветочно- декоративной
растительности, газонных трав и сорных растений |
||
Подкормка (обработка) древесно- кустарниковой, цветочно-
декоративной растительности
и газонов сухими и жидкими
удобрениями, биопрепаратами, стимуляторами роста |
Производить окучивание, разокучивание, рыхление, перекопку почвы в процессе ухода за
древесно- кустарниковой, цветочно- декоративной растительностью соблюдением агротехнических требований |
Правила проведения прополок древесно-
кустарниковой, цветочно- декоративной растительности
и газонных трав |
||
Проведение мероприятий по зайдите зеленых насаждений
от |
Идентифицировать сорные растения
и сортовые примеси в процессе ухода за древесно-кустарниковой, |
Техника выполнения Различных
видов обрезки древесно-кустарниковых и цветочно-декоративных |
|
|
вредителей и болезней |
цветочно-декоративной
растительностью газонными травами |
насаждений |
Лечение ран и дупел деревьев |
Удалять сорные растения и сортовые примеси с одновременным
рыхлением и без рыхления
почвы |
Правила приготовления Растворов удобрений, биопрепаратов,
стимуляторов роста заданной
концентрации для подкормки (обработки) древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности и газонов |
||
Защита древесно- кустарниковой, цветочно- декоративной
растительности от неблагоприятных метеорологических условий |
Осуществлять профильную обрезку кроны, обрезку под естественный вид, обрезку с прореживанием, омолаживающую обрезку |
Технология проведения подкормок (обработок) древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных
трав удобрениями,
биопрепаратами, стимуляторами
роста |
||
Очистка территории озеленения от сухостойных и фаутных деревьев и кустарников |
Готовить растворы удобрений, биопрепаратов, стимуляторов роста заданной концентрации для подкормки (обработки) древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности и газонов |
Основные вредители и Болезни древесно- кустарниковой, цветочно- декоративной
растительности и газонных трав и их внешние признаки |
||
Равномерно распределять сухие
удобрения по поверхности почвы с соблюдением дозы внесения |
очистки (удаления) от вредителе древесно- кустарниковой растительности |
|||
Производить
опрыскивание Растворами удобрений, биопрепаратов,
стимуляторов роста
с соблюдением дозы внесения |
Правила изготовления, наложения и снятия ловчих
поясов |
|||
Идентифицировать основные вредители и болезни древесно- кустарниковой, цветочно- декоративной растительности и газонных |
Правила приготовления растворов ядохимикатов и отравленных приманок |
|||
Осуществлять механическую очистку древесно-кустарниковой растительности от вредителей |
Технология обработки древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав ядохимикатами |
|||
Накладывать
ловчие пояса на деревья |
Правила раскладки отравленных
приманок на территории озеленения для борьбы с грызунами |
|||
Готовить растворы ядохимикатов необходимой концентрации, отравленные приманки |
Технология
лечения ран и дупел деревьев |
|||
Производить обработку древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных |
Способы защиты древесно- кустарниковой, цветочно- декоративной
растительности от |
|
|
|
трав ядохимикатами с соблюдением агротехнических требований |
неблагоприятных и опасных метеорологических явлений |
Раскладывать на территории озеленения,
питомников отравленные приманки для борьбы с грызунами |
Технология проведения мероприятий по защите древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности от неблагоприятных и опасных метеорологических явлений |
|||
Выполнять расчистку, обеззараживание,
замазывание (окрашивание, пломбирование) раны дерева или дупла |
Технология очистки территории
озеленения от сухостойных и фаутных деревьев и кустарников |
|||
Производить обвязку и укрытие древесно-
кустарниковой, цветочно- декоративной растительности с целью
обеспечения благоприятных
условий перезимовки |
Агротехнические требования к выполнению операций по уходу за древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной
растительностью и газонными травами
на территориях озеленения и благоустройства |
|||
Производить защиту древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной
растительности от заморозков
дымлением, поливом,
мульчированием |
Агротехнические требования к выполнению операций по уходу за
сеянцами и саженцами
древесно-кустарниковой и
цветочно-декоративной
растительности в питомниках |
|||
Устанавливать защитные устройства от дождя, яркого солнца |
Требования охраны труда в части,
регламентирующей выполнение трудовых
обязанностей |
|||
Валить деревья вручную или с
использованием бензопилы с обрубкой сучьев
и с раскряжевкой хлыстов |
||||
Выполнять раскорчевку пней, выкапывание
(корчевку)
сухостойных деревьев, кустарников,
живой изгороди |
||||
Выполнять снегозадержание и уплотнение снега в
приствольных кругах в питомниках декоративных культур |
2.5 Структура АОП ПО
Объем образовательной программы: 2340 академических часов, в том числе: учебная практика - 1080 часов, производственная практика - 330 часов, теория
- 930 часов; кроме этого, индивидуальные консультации в объеме 4 часа в год на одного обучающегося.
Индекс |
Наименование циклов, разделов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик |
ОП.00 |
Общепрофессиональный цикл |
OП.01 |
Охрана труда |
OП.02 |
Основы
финансовой грамотности |
ОП.03 |
Основы агрономии |
OП.04 |
Ботаника |
ОП.05 |
Основы
флористики |
OП.06 |
Безопасность
жизнедеятельности |
AУД.00 |
Учебные дисциплины адаптационного цикла |
AУД.01 |
Основы социально-правовых
знаний |
AУД.02 |
Адаптационные
информационные и коммуникационные технологии |
AУД.03 |
Психология личности и профессионального самоопределения |
AУД.04 |
Физическая культура |
П.00 |
Профессиональный цикл |
ПM.01 |
Озеленение и благоустройство территорий |
МДК.01.01 |
Технология выращивания
цветочно-декоративных культур |
МДК.01.02 |
Технология выращивания древесно-кустарниковых культур |
МДК.01.03 |
Технология озеленения и благоустройства территории |
УП.01 |
Учебная практика |
ПП.01 |
Производственная практика |
ПM.01ЭК |
Экзамен по модулю |
|
Промежуточная аттестация |
ИА.00 |
Итоговая аттестация (квалификационный экзамен) |
Выбор адаптационных дисциплин основывается на рекомендациях в заключении
ПMПK и ИПР, рекомендациях ППC, учитывающих индивидуальные особые
образовательные потребности и состояние здоровья обучающихся; направлены на развитие
навыков коммуникации, социальной адаптации, готовности на доступном уровне
к взаимодействию в учебных и профессиональных ситуациях
деятельности.
Трудоёмкость AOП ПО составляет 95 недель. Сводные данные по бюджету времени,
в неделях:
Курсы |
Обучение по дисциплинам и междисциплинар
ным курсам |
Учебна я практи ка |
Произво дственн ая практик
а |
Проме жуточн ая аттеста ция |
Ито гова я атте стац |
Кани кулы |
Всего |
I курс |
20 |
16 |
4 |
1 |
|
11 |
52 |
II курс |
11 |
20 |
7 |
1 |
2 |
2 |
43 |
Всего |
31 |
36 |
11 |
2 |
2 |
13 |
95 |
Распределение
трудоемкости освоения учебных циклов AOППO по профессии Рабочий зеленого хозяйства:
Код цикла |
Наименование цикла |
Трудоемкость, часы |
||
Всего занятий |
1 курс |
2 курс |
||
ОП |
Общепрофессиональный цикл |
390 |
258 |
132 |
|
Учебные дисциплины адаптационного цикла |
270 |
202 |
68 |
|
Профессиональный цикл |
1680 |
740 |
940 |
Образовательная
программа предполагает минимум часов на теоретическую подготовку и максимум
на практическую подготовку.
Нормативный срок освоения AOППO для лиц, не имеющих основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной
отсталости) по профессии 1753 Рабочий
зеленого хозяйства составляет 1 год 10 месяцев (без повышения уровня образования).
Форма обучения: очная
Документ, выдаваемый по завершению обучения -
свидетельство о профессии рабочего, должности служащего о присвоении квалификации -
Рабочий зеленого хозяйства 3-4 разряд.
3
Документы, определяющие содержание и организацию процесса обучения при реализации АОП ПО
3.1 Учебный план
Учебный план профессии 17531 Рабочий зелёного хозяйства составлен с учетом общих требований к разработке учебной документации и условиям
реализации AOП ПО.
В учебном плане отображается логическая последовательность освоения циклов, обеспечивающих формирование
трудовых функций, указаны формы промежуточной аттестации (экзамен,
дифференцированный зачет). Представлена общая и аудиторная трудоемкость в часах.
Объем недельной образовательной нагрузки обучающегося составляет 30 академических часов, включая все виды работы во взаимодействии с преподавателем.
Учебные занятия организованы в рамках пятидневной учебной недели.
Продолжительность академического часа 40 минут, перемена - 10 минут.
Занятия группируются парами, по 2 академических
часа.
Общая продолжительность каникул при освоении образовательной программы
составляет 11 недель в учебном
году, в том числе не менее 2 недель в зимний период, за исключением последнего года обучения, когда каникулы составляют 2 недели в зимний период.
Промежуточная аттестация проводится в нескольких формах: дифференцированный
зачет (зачет с оценкой), экзамен.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующей учебной дисциплины, междисциплинарного курса, практики в
объёме 1-2 академических часов. По итогам зачета обучающемуся выставляется оценка: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".
Формой промежуточной аттестации по практике (учебной
и производственной) является дифференцированный
зачет.
Промежуточная аттестация в форме экзамена
проводится в день, освобожденный от других форм учебной
нагрузки.
Формы проведения консультаций — групповые,
индивидуальные, устные и письменные.
Количество экзаменов в год не превышает 8, количество зачетов
— 10 без учета
зачетов по физической культуре.
На промежуточную аттестацию в учебном плане отводится 2 недели на весь срок обучения: по 1 неделе
на 1, 2 курсах.
Итоговая аттестация включает несколько этапов, общий объем времени, отведенного на итоговую аттестацию, составляет 72
часа. Итоговая аттестация проводится в форме квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен проводится в 2 этапа:
1- ый этап — выполнение выпускной практической квалификационной работы в
образовательном учреждении или на рабочих местах, где выпускник проходил
производственную практику.
2-ой этап — проверка
теоретических знаний на квалификационном экзамене.
Учебным планом предусмотрено проведение консультаций в объеме 4 часов на каждого
обучающегося на каждый
год обучения.
Учебный план размещен на официальном сайте техникума
и является приложением
к настоящей AOП ПО.
3.2 Календарный учебный
график
В календарном учебном графике указывается последовательность реализации AOП ПО, включая теоретическое обучение, в том числе адаптационные дисциплины,
практики, итоговую аттестацию, каникулы.
Календарный учебный
график составлен по неделям,
размещен на официальном сайте техникума и является приложением к настоящей AOП ПО.
Для обеспечения коррекции
нарушений развития и социальной адаптации инвалидов и лиц с OB3, предусмотрено
реализация адаптационного цикла,
который включает в себя следующие дисциплины:
AУД.01 |
Основы социально-правовых
знаний |
AУД.02 |
Адаптационные
информационные и коммуникационные технологии |
AУД.03 |
Психология личности и профессионального самоопределения |
AУД.04 |
Физическая культура |
Адаптированные программы учебных
дисциплин общепрофессионального и адаптационного цикла, профессионального модуля
размещены на официальном сайте техникума
и являются приложением к настоящей AOП ПО.
3.4 Программа по адаптивной физической культуре
Программа по дисциплине
«Физическая культура» направлена на коррекцию физического развития обучающихся
с OB3, в программе сформулированы результаты обучения в соответствии с приобретаемыми знаниями, умениями.
Качество освоения программы
оценивается в процессе текущего контроля и промежуточной
аттестации. Текущий контроль
проводится в пределах
учебного времени, отведенного на данную дисциплину.
Формами текущего контроля являются:
-
контрольное тестирование;
-
фронтальный опрос;
-
сдача нормативов.
Формой промежуточной аттестации является: дифференцированный
зачет.
4 Контроль и оценка результатов освоения АОП ПО
Контроль и оценка качества освоения адаптированной образовательной программы включает текущий контроль знаний,
промежуточную и итоговую аттестации обучающихся.
Текущий контроль проводится в пределах
учебного времени, отведенного на соответствующие учебные дисциплины, как
традиционными методами, так и инновационными методами, включая
компьютерные технологии.
Формами текущего контроля являются:
—
использование
тестовых заданий;
—
фронтальный опрос;
—
выполнение практических заданий по изучаемой теме;
—
письменная работа;
—
самостоятельная
работа;
—
индивидуальная
работа;
—
контрольная работа.
Формами промежуточной аттестации являются: дифференцированный зачет, экзамен.
Для текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации
создаются оценочные средства.
Формы промежуточной аттестации
Наименование учебных циклов
|
Формы и период проведения промежуточной аттестации |
|||
ОП.00
Профессиональный цикл |
1 семестр |
2 семестр |
3 семестр |
4 семестр |
ОП.01 Охрана труда |
|
Д/з |
|
|
ОП.02 Основы финансовой грамотности |
|
|
|
Д/з |
ОП.03 Основы
агрономии |
|
Д/з |
|
|
ОП.04 Ботаника |
|
Д/з |
|
|
ОП.05 Основы флористики |
|
|
Д/з |
|
ОП.06 Безопасность жизнедеятельности |
|
|
Д/з |
|
АУД.00
Учебные дисциплины адаптационного цикла |
|
|
|
|
АУД.01 Основы социально-правовых знаний |
|
Д/з |
|
|
АУД.02
Адаптационные информационные и коммуникационные технологии |
|
Д/з |
|
|
АУД.03 Психология личности и профессионального самоопределения |
|
Д/з |
|
|
АУД.04 Физическая культура |
Д/з |
Д/з |
Д/з |
Д/з |
П.00
Профессиональный цикл |
|
|
|
|
ПM. 01
Озеленение и благоустройство территорий |
|
|
|
Э |
МДК.01 Технология выращивания
цветочно-декоративных культур |
|
Э |
|
|
МДК.02
Технология выращивания древесно-кустарниковых культур |
|
Э |
|
|
МДК.03 Технология озеленения и благоустройства территории |
|
|
|
Э |
УП.01 Учебная практика |
|
|
|
Д/з |
ПП.01 Производственная практика |
|
|
|
Д/з |
Экзамены проводятся за счет времени, выделяемого
на промежуточную аттестацию
(2 недели), дифференцированные зачеты - за счет учебного времени,
выделяемого на изучение соответствующей учебной
дисциплины, (МДК (модулю).
Форма ответа для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно,
письменно на бумаге, письменно на компьютере и т.п.). Предусмотрено увеличение
времени на подготовку к зачетам, а также дополнительное время для подготовки
ответа обучающегося.
Для промежуточной аттестации
обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по учебной дисциплине (МДК (модулю) кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних
экспертов привлекаются преподаватели смежных учебных дисциплин (МДК (модулей).
Для проведения промежуточной аттестации привлекаются специалисты,
обеспечивающие освоение адаптированной программы. Это психологи, социальные
педагоги, специалисты по специальным техническим и программным
средствам обучения.
Результатом освоения является овладения обучающимися видов профессиональной деятельности, в том числе обобщенными
трудовыми функциями (ОТФ), трудовыми функциями (ТФ).
Профессиональная подготовка
завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.
Необходимым условием допуска к
итоговой аттестации является представление документов, подтверждающих освоение
обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении
учебной и производственной практики. Выпускником могут быть предоставлены
отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты,
свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов,
творческие работы по
профессии, характеристики с мест
прохождения производственной практики и т.п.
Квалификационный экзамен проводится в 2 этапа:
Первый этап — выполнение выпускной
практической квалификационной работы
в мастерских техникума или на
рабочих местах, где выпускник проходил производственную практику.
Второй этап — проверка
теоретических знаний на квалификационном экзамене.
К проведению квалификационного
экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.
По результатам итоговой аттестации выпускнику
присваивается квалификация и выдаётся
свидетельство о профессии
17531
Рабочий зеленого хозяйства.
5 Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и лиц с OB3
5.1 Кадровое обеспечение
Педагогические работники, привлекаемые
к реализации образовательной программы, получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление
деятельности которых соответствует области профессиональной
деятельности: выполнение работ по выращиванию цветочных растений, деревьев и
кустарников, благоустройство различных территорий и внутреннее озеленение различных помещений,
не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников,
обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях,
направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, в общем числе
педагогических работников, реализующих образовательную программу, составляет не менее 25 процентов.
5.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение
Реализация АОП ПО
обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным
фондам техникума, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей).
Библиотечный фонд техникума
укомплектован печатными изданиями и электронными изданиями по каждой
дисциплине, модулю из расчета одно печатное издание и электронное издание по
каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося, в том числе электронными изданиями, предоставляемыми электронными библиотечными
системами, согласно соответствующих договоров.
Библиотечный фонд
укомплектован печатными изданиями и электронными изданиями основной и
дополнительной учебной литературы, вышедшими за последние 5 лет.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и
электронными изданиями основной и дополнительной литературы по дисциплинам всех учебных циклов,
широко используется потенциал электронных библиотечных систем по учебным дисциплинам и профессиональным
модулям: образовательная платформа
Юрайт (договор 6619 от 30 мая 2024 г).
Во время самостоятельной
подготовки обучающиеся обеспечены доступом к информационным ресурсам сети "Интернет"
5.3 Материально - техническое обеспечение
Для занятий, обучающихся, в том числе, инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья оборудованы учебные кабинеты,
мастерские для занятий, спортивный, тренажерный, актовый залы, библиотека, имеется комната психологической
разгрузки (сенсорная комната) со специализированным учебным
оборудованием.
Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и лица с OB3,
возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств,
оргтехники и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов
изучаемой дисциплины преподавателями
могут быть проведены групповые и индивидуальные консультации,
в том числе с использованием сети Интернет.
№ |
Наименование |
Мастерские |
|
1 |
Растениеводства |
2 |
Учебный
участок |
3. |
Мастерская |
Спортивный комплекс |
|
1 |
Спортивный зал |
Залы |
|
1 |
Библиотека, читальный зал с выходом
в сеть Интернет |
2 |
Актовый зал |
5.3.1 Мастерская Растениеводства
5.3.2 Учебный участок
5.3.3 Мастерская