Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.16 "Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования"
Уровень образования
Описание образовательной программы
1.
Общие положения
1.1. Настоящая программа подготовки специалистов
среднего звена по специальности среднего
профессионального образования 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования (далее
– ППССЗ СПО, программа) разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по
специальности 35.02.16 Эксплуатация
и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
ППССЗ СПО определяет объем и содержание среднего
профессионального образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной
техники и оборудования, планируемые результаты освоения образовательной
программы, условия образовательной деятельности.
ППССЗ СПО разработана для реализации образовательной
программы на базе основного общего образования и среднего общего образования.
ППССЗ, реализуемая на базе основного общего
образования, разработана образовательной организацией на основе требований
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности.
1.2. Нормативные основания для разработки ППССЗ:
-
Федеральный
закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Приказ
Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки
примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения
реестра примерных основных образовательных программ»;
-
Приказ
Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. № 1564 «Обутверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
35.02.16
«Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной
техники и оборудования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 22 декабря 2016 г., регистрационный № 44896);
-
Приказ
Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200) (далее – Порядок
организации образовательной деятельности);
-
Приказ
Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный № 30306);
-
Приказ
Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о
практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные
программы среднего профессионального образования» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 14 июня 2013 г., регистрационный №
28785).
-
Приказ
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21
мая 2014 г. № 340н «Об утверждении
профессионального стандарта 13.001. «Специалист в области механизации
сельского хозяйства» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 6 июня 2014 г.,
регистрационный № 32609)
-
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N
24480).
Локальные акты:
-
Устав государственного автономного профессионального
образовательного учреждения Ленинградской области «Выборгский техникум
агропромышленного и лесного комплекса»; утвержденный приказом от 09.12.2013 г.,
№ 2892-р, (изменения от 22.12.2015 г., № 3211-р);
-
Положение о
формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся ГАПОУ ЛО ВТАЛК, утверждённое приказом от 07.04.2016 г.,
№ 19;
-
Положение об
учебной и производственной практике обучающихся, осваивающих основные
профессиональные образовательные программы среднего профессионального
образования- программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих),
программы подготовки специалистов среднего звена ГАПОУ ЛО ВТАЛК, утверждённое
приказом от 07.04.2016 г., № 19;
-
Положение об
организации и проведении итоговой государственной аттестации выпускников ГАПОУ
ЛО ВТАЛК, утверждённое приказом от 10.03.2016 г., № 18.
-
Положение о
приёме в ГАПОУ ЛО ВТАЛК, утверждённое приказом от 11.02.2016 г., № 17
1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте
ППССЗ:
ФГОС СПО – Федеральный государственный
образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего
звена
МДК – междисциплинарный курс
ПМ – профессиональный модуль
ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции.
Цикл ОЦ – Общеобразовательный цикл
Цикл ОГСЭ-Общий гуманитарный и
социально-экономический цикл
Цикл ЕН- Математический и общий естественнонаучный
цикл
Цикл ОП – Общепрофессиональный цикл
Цикл ПЦ – Профессиональный цикл
2.
Общая характеристика ППССЗ
Квалификации,
присваиваемые выпускникам образовательной программы:
-
техник-механик
Формы обучения: очная.
Объем образовательной
программы, реализуемой на базе основного общего образования – 5940
часов
Срок получения
образования по образовательной программе, реализуемой на базе основного общего
образования – 3 года 10 месяцев
Требования
к абитуриентам:
Лица,
поступающие на обучение, должны иметь документы государственного образца:
-
аттестат о среднем (полном) образовании – наличие ЕГЭ;
-
аттестат об основном общем образовании – наличие ГИА.
3.
Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область
профессиональной деятельности выпускников: 13 Сельское хозяйство (в сфере использования, технического обслуживания и
ремонта сельскохозяйственной техники, машин и оборудования, при производстве,
хранении и переработке продукции растениеводства и животноводства).
3.2. Соответствие профессиональных модулей присваиваемой квалификации
Наименование
основных видов деятельности |
Наименование
профессиональных модулей |
Квалификации |
Техник-механик |
||
Подготовка
машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование
сборочных единиц |
Подготовка
машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование
сборочных единиц |
осваивается |
Эксплуатация
сельскохозяйственной техники |
Эксплуатация
сельскохозяйственной техники |
осваивается |
Техническое
обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники |
Техническое
обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники |
осваивается |
Освоение
одной или нескольких профессий рабочих, должностей служащих |
Освоение
одной или нескольких профессий рабочих или должностей служащих |
осваивается |
3.3 Порядок реализации ППССЗ СПО на базе основного общего образования
Получение СПО по специальности на базе
основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего
общего образования в пределах основной образовательной программы по специальности
35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
Программа СПО, реализуемая на базе
основного общего образования, разработана на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и СПО с
учетом получаемой специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт
сельскохозяйственной техники и оборудования.
Срок освоения программы в очной форме
обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования составляет:
Обучение
по циклам |
119 недель |
Учебная
практика |
16 недель |
Производственная
практика по профилю специальности и преддипломная практика |
20 недель |
Промежуточная
аттестация |
4 недели |
Государственная
итоговая аттестация |
6
недель |
Каникулярное
время |
34
недели |
ИТОГО |
199
недель |
4.
Требования к результатам освоения ППССЗ
4.1. Общие компетенции
Код
компетенции |
Формулировка компетенции |
Знания, умения |
ОК 01 |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам |
Умения: распознавать
задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять
этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую
для решения задачи и/или проблемы; составить
план действия; определить необходимые ресурсы; владеть
актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать
составленный план; оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника) |
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится
работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы
выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в
профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок
оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
||
ОК 02 |
Осуществлять
поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач
профессиональной деятельности |
Умения: определять
задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации;
планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять
наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость
результатов поиска; оформлять результаты поиска |
Знания: номенклатура
информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы
структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации |
||
ОК 03 |
Планировать
и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
Умения:
определять актуальность
нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять
современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать
траектории профессионального развития и самообразования |
Знания:
содержание актуальной
нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная
терминология; возможные траектории профессионального развития и
самообразования |
||
ОК 04 |
Работать
в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами. |
Умения:
организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности |
Знания:
психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности
личности; основы проектной деятельности |
||
ОК 05 |
Осуществлять
устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом
особенностей социального и культурного контекста. |
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по
профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе |
Знания:
особенности социального и культурного контекста;
правила оформления документов и построения устных сообщений. |
||
ОК 06 |
Проявлять
гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на
основе общечеловеческих ценностей. |
Умения: описывать значимость своей профессии
(специальности) |
Знания:
сущность
гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость
профессиональной деятельности по профессии (специальности) |
||
ОК 07 |
Содействовать
сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях. |
Умения:
соблюдать нормы
экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках
профессиональной деятельности по профессии (специальности) |
Знания:
правила экологической
безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы,
задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения
ресурсосбережения |
||
ОК 08 |
Использовать
средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе
профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической
подготовленности. |
Умения: использовать
физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы
двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами
профилактики перенапряжения характерными для данной профессии (специальности) |
Знания: роль
физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии
человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной
деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии (специальности);
средства профилактики перенапряжения |
||
ОК 09 |
Использовать
информационные технологии в профессиональной деятельности |
Умения:
применять средства
информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать
современное программное обеспечение |
Знания:
современные средства и
устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности |
||
ОК 10 |
Пользоваться
профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
Умения:
понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты
на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и
профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия
(текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы |
Знания: правила
построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический
минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов
профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения
текстов профессиональной направленности |
||
ОК 11 |
Планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере |
Умения:
выявлять достоинства и недостатки коммерческой
идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной
деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по
процентным ставкам кредитования; определять
инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной
деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования |
Знание: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой
грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания
презентации; кредитные банковские продукты |
4.2.
Профессиональные компетенции